О современной логистике, становлении и развитии научной школы кафедры Логистики и управления цепями поставок газете «Экономист» рассказал ее заведующий Владимир Щербаков.
Владимир Васильевич, каковы истоки логистики?
– Среди экономических наук логистика – достаточно новое направление. И такое же новое направление в подготовке специалистов в системе российского экономического образования. Хочу напомнить, что первый набор студентов на специальность «Логистика» в нашей стране был объявлен в 2000 году. Министерство науки и образования в качестве эксперимента отобрало для этих целей шесть вузов, наш университет вошел в их число и в 2005 году осуществил первый выпуск логистов. В 2006 году состоялся первый выпуск магистров по программе «Логистика».
Если же заглядывать в историю, то логистика имеет глубокие корни, относящиеся к сфере военного дела. Классический пример – завоевательные походы Александра Македонского, армия которого проходила огромные расстояния, например, из Греции до Индии. Понятно, что каждый день армию необходимо было кормить, кормить лошадей, а также весь «обслуживающий персонал», как бы мы сейчас сказали, сопровождающий воинов. Поэтому уже тогда была потребность в управлении материальными потоками для обеспечения организованных масс людей, движущихся в определенном направлении на многие тысячи километров. Не стану погружаться и дальше в историю, скажу только, что наибольшее развитие военная логистика получила во время Второй мировой войны.
В мирное время развитие логистики пришлось на 1990-е годы, когда удалось синхронизовать движение материального и информационного потока в режиме реального времени – это имеет важное значение и для поставщика, и для получателя груза. Влиятельный американский экономист Алан Гринспен, возглавлявший Федеральную резервную систему США с 1987 по 2006 годы, признался, что никогда не понимал потенциал логистики, пока не столкнулся с ним напрямую. Речь шла о сильнейшем урагане в Новом Орлеане в 2005 году. Тогда с помощью логистики удалось остановить грузы, двигавшиеся в направлении попавших под удар стихии регионов, и сохранить несколько сот миллиардов долларов для экономики страны.
Много убедительных примеров в свою пользу логистика демонстрирует нам в период случившейся пандемии. Это экстрим, который упрочивает понимание ее роли в так называемой обыденной жизни.
Что представляет собой логистика XXI века?
– Логистика востребована и в сфере бизнеса, и в сфере государственного управления, потому что миром правят потоки – материальный, информационный, финансовый, сервисный… Если говорить простыми словами, то логистика – это наука об управлении вышеперечисленными потоками и оптимизации их движения.
Сейчас в логистике происходят качественные преобразования, связанные с цифровизацией. Благодаря усилению информационного начала, переходу на цифру, логистика обретает новое дыхание. В логистике приобретают приоритет платформенные решения и цифровые экосистемы, действующие на принципах омниканального обслуживания. О новых требованиях к ней и новых ожиданиях свидетельствуют и высказывания президента Владимира Путина. В своем послании Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года он обратил внимание на то, что нужно развивать современные транспортно-логистические коридоры, которые должны стать не просто новыми инфраструктурными проектами, а каркасом будущего развития российской экономики.
Изменения приводят к трансформации подходов к высшему образованию в сфере логистики. В свете переориентации с процессов обучения на результат, акцент делается на формирование компетенций, формирование нового профессионального менталитета специалиста в области цифровой логистики.
Каков был ваш путь в логистику?
– Поступая в вуз, я выбрал специальность «Экономика и планирование материально-технического снабжения». Выбрал потому, что почувствовал в этом названии некий динамизм. В 1980-м году по этой же специальности я поступил в аспирантуру в ФИНЭК, а по окончании – защитил кандидатскую диссертацию и остался работать на кафедре под руководством профессора О.А. Новикова В последствии, в 1992 году защитил докторскую диссертацию. Прошел все ступени роста – от ассистента до заведующего кафедрой, которую возглавляю с 2000 года. Наша кафедра была первой в стране, которая включила в свое название слово «логистика». В 1990 году на базе ее в нашем вузе был создан докторский диссертационный совет по логистике, который действует и сегодня.
Последние 20 лет в развитии кафедры – это время экспериментов. Успешно завершился эксперимент по изучению основ и обеспечению научно-образовательного трансфера логистики в ее взаимодействии с управлением материально-техническими ресурсами, коммерцией, консалтингом, открывший перспективы для масштабирования. Дальнейшая экспериментальная деятельность была связана с освоением принципов Болонского процесса и переходом на двухуровневую систему высшего образования – бакалавриата и магистратуры – систему, дополненную сегодня третьим образовательным уровнем – подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре. С 2017 года обучение аспирантов осуществляется по программе подготовки научно-педагогических кадров «Логистика и управление качеством».
Кафедра развивает свою научную школу, официальный статус которой подтвержден ее включением в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга по направлению «Развитие коммерции, логистики и управления цепями поставок в условиях экономической интеграции и информатизации».
Научная школа логистики СПбГЭУ считается одной из сильнейших в России. Как она создавалась?
– Постепенно – как совершается все важное и масштабное, в преемственности к традициям родоначальника школы, профессора Иотковского А.А. и идейного основоположника, профессора Новикова О.А. Я следил за успехами студентов, магистрантов, аспирантов, старался лучших из них привлекать к работе кафедры. Так формировалась нынешняя команда единомышленников, которые меня понимают, которых понимаю я. На деле становление научной школы логистики, а точнее школы научно-педагогической, явилось результатом целенаправленно реализации замысла по объединению коллектива в рамках актуального и перспективного научного направления, отвечающего профессиональному профилю кафедры.
Сегодня в развитии школы ставка делается на «поколение доцентов» при наставничестве профессоров. Я не называю имен и не расставляю рангов участия, при этом, однако, хочу отметить роль заместителя заведующего кафедрой по науке, профессора Шульженко Т.Г. С ее деятельностью связан прилив новых сил и творческой энергии в осуществлении курса на инновации при сохранении традиций научно-педагогической школы.
Школа имеет четко обозначенную линию научных исследований и консалтинговых услуг, выработанную и реализуемую сегодня с учетом приоритетов инновационного развития российской экономики, в соответствии с требованиями новой промышленной революции и нового технологического уклада. Вся предшествующая динамика научной идеологии, отражающая тенденцию стабилизации рыночных отношений и их направленность в цивилизационное русло, прослеживается в серии монографических изданий под общим названием «Логистические инновации в коммерции» (издается с 2003 года). На кафедре с 2000 года выходит в свет сборник научных трудов, ставший научной дискуссионной площадкой по проблемам логистики и управления цепями поставок.
По результатам образовательного эксперимента в области логистики издан учебник «Основы логистики» (2009 г.).
Опыт развертывания фундаментальных и прикладных научных исследований, а также образовательной деятельности нашел отражение в содержании учебника «Логистика и управление цепями поставок» (2015 г.). Особенность его заключается в том, что он являет собой успешно реализованный прецедент участия молодежного состава кафедры и ее школы в подготовке учебных изданий с грифом Учебно-методического отдела высшего образования. В последствии учебник прошел переиздание в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах.
Школа располагает необходимой материально-технической и интеллектуальной базой, представленной Научно-образовательным центром «Логистика». Действующий с 2015 года, центр включен в структуру Института фундаментальных и прикладных исследований университета. В связи с расширением масштабов исследовательских работ и решения предметно-специализированных задач по заказам транспортно-логистического бизнеса в 2019 году в составе центра открыта научная лаборатория «Логистика транспортного комплекса».
С кем кафедра сотрудничает?
– Основной партнер нашей кафедры – это ОАО «Российские железные дороги». В 2016 году было заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве между СПбГЭУ и РЖД. Во исполнения соглашения кафедра выполнила несколько серьезных научно-исследовательских работ, в том числе с целью адаптации транспортно-логистического бизнеса к условиям цифровизации экономики, получивших высокую оценку руководства компании, осуществила целевой набор на программу бакалавриата «Логистика и управление цепями поставок», реализует программы повышения квалификации «Логистика и управление цепями поставок», «Логистика, маркетинг и управление клиентоориентированностью на железнодорожном транспорте».
В 2020 году совместно с кафедрой Маркетинга выполнила постановку и открыла магистерскую программу «Логистические и маркетинговые стратегии клиентоориентированности транснациональной транспортно-логистической компании». Концепция программы строится на аналитике потребностей бизнеса в развитии компетенций по актуальным направлениям логистики, маркетинга и формирования клиентоориентированных бизнес-моделей при использовании системы смарт-контрактинга.
Следующий наш проект – это переподготовка кадров в системе дополнительного профессионального образования, выделение целевых мест для обучения по программе аспирантуры. Этим кафедра выстраивает линию непрерывной образовательной подготовки логистов для ОАО «РЖД».
Наряду с ОАО «РЖД» кафедра профессионально взаимодействует с такими организациями, как «Пассажиравторанс», «Петербургский метрополитен», «Почта России», «Тиккурила», «Балтика-Транс», «Лента», «Магнит» и другими. У нас сложились хорошие отношения с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, что позволяет идти вперед, развивая логистику города на Неве и России.
Хочу заметить, что рамки интервью не позволяют должном образом осветить все достижения кафедры и ее научно-педагогической школы. Этой теме посвящен специальный выпуск журнала «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» № 2 (122) за 2020 год.
От редакции:
В прошлом году кафедра логистики и управления цепями поставок отмечала 50-летний юбилей. Этому событию был посвящен специальный выпуск газеты «Экономист». В мае 2021 года мы рады поздравить с юбилеем руководителя кафедры, доктора экономических наук, профессора Владимира Васильевича Щербакова.