Найти тему
Бард-Дзен

Песня года. Пермь 2020. Игорь Копылов.

Я, начиная этот цикл, уже говорил, что в отдельных статьях не стану отклоняться от того порядка, в котором собрана видеопрограмма «Авторская песня года», а следовательно, сегодня нам с вами предстоит разговор о творчестве и участии в этой акции Игоря Копылова.

Игорь Копылов
Игорь Копылов

Игорь Копылов по-своему уникальный автор. Это не значит, что он лучший или худший. Его уникальность вообще не имеет отношения к качеству его песен. Скорее, здесь речь об авторском творческом методе. А вот метод этот вызывает много вопросов и в качестве предмета разговора весьма любопытен.

Однако начать сегодняшнюю статью я хочу с другого. Игорь, если не ошибаюсь, единственный пермский автор, не пропустивший пока ни одного года проведения акции с момента ее старта в Перми. То есть, самый верный и последовательный участник этого ежегодного события. Даже мне довелось пропустить один год и поучаствовать в акции Песня года 2019 уже опосредованно, собирая потом программу по записям, а вот Игорь не пропустил ни одной. Респект! И, конечно, приступая к творческому портрету автора Игоря Копылова, стоит сначала поиграть что-то из его песен, представленных в концертной акции «Авторская песня года» раньше.

Знаете, живя в нашей песне уже давным-давно, зная наших авторов как облупленных, я могу по паре строк или музыкальных фраз сразу определить, чья это песня. Даже если ее запоет кто-то другой. Я любого из наших авторов узнаю, скорее всего, в любом исполнении. Любого, кроме Игоря. Есть ощущение, что Игорь постоянно себя ищет и никак не может найти. В этом поиске есть и удачи и промахи. Он, например, может выдать песню со всеми признаками нормального хита, а может показать что-то этакое неопределенное, размытое и даже чуть скомканное. Причем эта неопределенность видна и в тексте и в мелодии. Отчего так?

С одной стороны, авторская неопределенность Копылова – это некоторый плюс, его всегда интересно слушать. Никогда же не знаешь, чем обернется его очередное выступление, и всегда надеешься на очередную удачу, на сюрприз. С другой стороны, досадно, что сюрприз-то может оказаться и не подарком вовсе. А такое у Игоря тоже бывает. Я, сегодня, конечно, не стану приводить примеры совсем уж неудачных песен – не мастерская у нас тут, а честная попытка сделать творческий портрет заметного пермского автора, но ведь, друзья, неопределенность Игоря – это едва не главная черта его творческого портрета.

Скажем, взяв в кои веки чужие стихи, и попытавшись его музыкально переосмыслить, Игорь написал очень достойную песню. Нужно понимать, что запись, которую я вам сейчас поиграю – это практически первое исполнение. Еще не присвоенное до конца. Еще крайне неуверенное. Однако песня на стихи Алексея Решетова хороша. Я слышал ее и позже, уже обработанную несколькими исполнениями, и уверен – песня хороша.

Кто-то скажет – банальная же мелодия! Не говорите ерунды, господа. Когда пытаешься музыкально прочитать чужие стихи, не это главное. Главное попасть в образ стиха. А он именно вот такой, нарочито простоватый, чуть шуточный, даже частушечный слегка. И любой музыкальный изыск эту авторскую задумку может разрушить в миг. Игорь попал точно. Другой вопрос – специально попал? Это обдуманное, выношенное решение, или просто вдохновенное наитие? И сдается мне, что именно на наитие больше всего и полагается автор Игорь Копылов. В этом все дело. И не только в мелодии, но и в стихах, и в выборе тем и образов.

В этом году Игорь показал две песни. Одна крайне традиционная и в содержании, и в форме. Больше того, для придания еще более традиционной формы в этой песне Игорь попросил Виталия Старжинского подыграть ему. Получилось более чем убедительно. А вот другая песня – чистый эксперимент. Игорь попытался сделать жестокий романс, и, похоже, слегка промахнулся. Впрочем, судите сами. Вот вам романс. Кажется, что работы тут выполнено - непочатый край. Здесь и три разных мелодии, и речитатив, и перемена темпов и ритмов. А единый образ песни как-то не сложился. Да и тонкая шутка, задуманная автором, в песне практически не видна. А ведь стоило только отнестись в этом случае к собственному тексту как к чужому и поработать с ним как с чужим, возможно, нашлись бы способы подчеркнуть, а не спрятать свой собственный изначальный замысел. Но это, друзья, невозможно сделать по наитию. По вдохновению не получается. Нужно думать и работать.

А вот в традиционной теме, которую я уже назвал намного более удачной, как раз работа по наитию – лучший способ попасть в нужную тему и создать нужное настроение. Просто потому, что эти темы, темы дружбы, юности, походов-костров, исписанных и чистых листов и прочего, хотим мы того или нет, живут в наших душах вполне самостоятельно и так давно, что решения в этих темах выскакивают практически без труда. Именно по вдохновению. По наитию.

Вот такой творческий портрет вышел, да простит меня Игорь. Не думайте, я очень уважительно и даже тепло отношусь к этому нашему автору, однако это чувство не мешает мне мечтать о тех временах, когда Игорь, перестав слепо верить в свое вдохновение, начнет со своими песнями вдумчиво работать. Ей Богу, он талантливый парень, и стоит только начать разбираться критично с банальным вопросом: а почему так, а не иначе, у него наконец-то появится собственное, ни на кого не похожее творческое лицо. И закончится затянувшаяся неопределенность.

P.S.

С момента начала публикации этого цикла произошли кое-какие события. А именно, все статьи этого цикла еще и стали радиопрограммами на Бард-Радио. Поэтому задним числом, примерно через месяц после публикации в статьи этого цикла вносятся правки. Простые правки - еще один эпизод, в котором этот текст становится звучащим. Многим, между прочим, нравится.