Найти тему
R35i - Мишаня ☻ думает

Корабли СССР // Флот, история, кораблики -- Часть 2 ☭

И снова- всем привет!.. 2 часть моей подборки советских кораблей (вот 1-я). Постараюсь удержать тонкую грань между тем чтоб статья была содержательной с одной стороны, и не скатиться в некий дайджест с другой. Поехали!..

Итак, за эпохой полярных дрейфов последовала 2 мировая, а.к.а. Великая Отечественная война. И вот тут у меня от нашего флота весьма двоякое впечатление. Есть версия что Сталин прямо и наотрез отказался от проектов авианосцев и потребовал строить линкоры. Сперва меня никак это не смутило, но сведущие в боевых кораблях люди сказали что линкоры были актуальны в прошлых войнах, ибо эффективны были в бою на небольших дистанциях, а вроде как корабельные орудия накануне 2 мировой уже могли поражать корабли издалека, отчего привычные линкоры становились мишенями. (Авианосцы бы наверно не помешали, тем более, что обзавестись ими успели даже японцы) Тут ничего не могу утверждать. Знаю лишь англичане кстати до войны даже разоружили своих моряков, оставив им лишь пистолеты, вроде как из соображений того, что в условиях новой войны абордажных стычек не будет и к вражеским кораблям наоборот лучше не подходить близко.

-2

Один славный линкор однако сходу назвать могу. Это "Марат" (бывший "Петропавловск"), построенный ещё в 1909-1911 гг. и видевший обе мировые. Да, не удивляйтесь, корабли служат подолгу. В их конструкции мало что меняется с годами, да и стоят они дорого. Скажу больше: многие корабли построенные во времена ВОВ прослужили почти до сих пор (!). Так вот "Марат" отлично показал себя уже в 1941 г. при обороне Ленинграда. Однажды слышал, что когда нужна была помощь артиллерии где-то далеко на берегу, то экипаж корабля поступил оригинально: нагрузили специально сильнее один борт, или даже подзатопили, отчего корабль наклонился и пушки стали бить дальше, прямо по немцам, которые не втыкали, откуда по ним палят. После сердитые немцы в долгу не остались и закидали корабль бомбами с самолётов Ju-87. Одна из бомб попала прямо в палубу (по другой версии - снесло нос) и корабль затонул. Казалось бы - капут, но не тут-то было. "Марат" затонул неглубоко, его каким-то макаром подняли, отправили на стапели и во время же войны вернули обратно в строй. Линкор "Марат" сыскал себе славу непотопляемого и оставался в строю до конца войны и даже после.

"Ташкент"
"Ташкент"

Был ещё при обороне Севастополя и Одессы лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", который прозвали "Голубым крейсером". Несмотря на название, построен однако был в Италии. "Ташкент" также возил раненых, боеприпасы и даже эвакуировал музейные ценности. Однажды по нему также попала бомба и затопило несколько отсеков. Тогда команда искусственно затопила несколько отсеков на корме и вот таким рисковым образом корабль выровняли, удержали на плаву и на буксире дотащили в порт.

-4

В целом в плане оценки Красного флота в ВОВ весьма всё непросто. Да, я сам далеко во флотских делах не спец, плюс ещё куча разночтений по этому вопросу. В воспоминаниях Манштейна говорится, что наши корабли давали однако прикурить немецкому флоту. В принципе верится, ибо Кригсмарине - был далеко не лучшим в мире флотом, но в то же время и наш тогдашний флот сильным не назовёшь. В других немецких мемуарах (не помню кто писал) упоминалось что якобы наши крупные корабли чаще простаивали в бухтах, но советские речные катера - были суровы. Не знаю, какие мемуары достоверней. Возможно и никакие, может я напутал чего,тем не менее, про катера как раз и наш дальнейший рассказ.

Не только море тогда бороздили боевые суда. Ещё в 1931 г. командование РККФ дало техзадание на создание 2 типов речных бронекатеров - большого и малого (проекты 1125 и 1124). Отличались они, в первую очередь, кол-вом башен (1 - у малого и 2 - у большого) и числом и мощью двигателей (1 и 2 соответственно по 800 и 850 л.с.). Главный конструктор катера Ю. Ю. Бенуа - тёзка и внук того самого архитектора Бенуа. Совпадение? До войны катера намеревались использовать на Амуре в частности, пограничные войска НКВД. Вооружение катера пр. 1125 - башня от танка Т-28, спаренный ДТ в башне, и несколько одиночных или спаренных пулемётов ДТ или ДШК на корме и капе рубки.

Катера проекта 1124 отличаются вполне даже визуально - более низкая корма, рубка ближе к носу и 2 башни, в основном от Т-34. В последующем на данные катера ставили даже подобие "Катюш" oh shii!.. (2 картинка выше). Соперников у данных посудин на реке особо не было и потому чаще они воевали с противником на берегу. Эти бронекатера также называли "Речными танками"... Это наверняка было весьма неожиданно, когда на маленькой речке появляется матросня такой нежданчик и "отоваривает" по тебе миномётом. Есть у этих корабликов какая-то незримая харизма. Забыл сказать - наряду с 34-кой, речные катера - моя любимая техника времён ВОВ. И не забудьте посмотреть ЧБ советский фильм "Где 042" - там как раз про экипаж катера 1125.

Малый охотник МО-4
Малый охотник МО-4

Если речные катера использовались на река, озёрах и максимум - в гаванях (иначе в шторм - хана), то для морских замесов были специальные катера наподобие МО-4 (малый охотник или "мошка"). Специальные корабли для выслеживания и уничтожения подводных лодок. Вооружение - 2 45 мм. зенитки и 3 зенитных пулемёта, ну и само собой - глубинные бомбы.

БО-2 проект 122
БО-2 проект 122

А это Большой охотник. И тут ремарка: простите за обилие рисунков и макетов... качественных архивных фотоматериалов, да порой и инфы крайне мало.

Г-5 - мОделька
Г-5 - мОделька

Из торпедных катеров вспоминается глиссирующий катер Г-5. Глиссер - это когда на большой скорости скользишь по поверхности воды. Вооружен 2 пулемётами Дегтярёва или ДШК и кормовым торпедным аппаратом.

"Седов" и "Крузенштерн"
"Седов" и "Крузенштерн"

И вот война закончилась. Тогда наш флот разжился красивыми и самыми большими парусными кораблями, про них кстати уже говорил. Вы думали "Крузенштерн" и "Седов" были у нас всегда?.. нет, мы взяли их в качестве репараций у Германии. Крузенштерн например, был спущен на воду в 1926 г. под именем Padua и даже вроде применялся чтоб возить пшеницу из Австралии. (!) Было ещё одно судно "Товарищ", но оно не дожило до наших дней.

-11

Ну а в 1959 г. миру явился Ледокол "Ленин", - первое в мире судно с ядерной силовой установкой. "Ленин" был заложен ещё летом 1956 г. (да, именно заложен, ибо строится такое долго и да, по сути большие корабли порой приравнивают к недвижимости) Строили сие несколько предприятий: Кировский завод, Харьковский электромеханический? Ленинградский завод "Электросила" ну и судостроительный завод имени А. Марти.

Скажем в лоб - наше судоходство звёзд с небес не хватало. Флот у нас был по сути прибрежный (не было у нас в войну "своей битвы за Мидвей"), а большие гражданские корабли в основном все заказывались за границей. Но однако, наряду с атомными ледоколами, есть у советского судостроения свои неоспоримые ноу-хау: скоростные суда на подводных крыльях и корабли на воздушной подушке впервые сделали именно у нас. И это не диковинные концепты... данные типы судов применяются нынче во всём мире, как у военных, так и на гражданке.

Подлодка "Нептун" (фото с фишки.нет)
Подлодка "Нептун" (фото с фишки.нет)

Были в Союзе и реальные диковинки, например вот такая пассажирская подводная лодка. Увы - нынче ржавеет на суше.

-14

Ну а этот корабль когда-то стал притчей во языцах. Я про "Адмирала Нахимова". Дабы не затягивать статью - вот... для советских людей случившееся было сродни "Титанику". Есть тут и мистификации: говорят про жизни тот самый Нахимов велел никогда не называть корабли в его честь и... городские легенды гласят что все корабли, носившие название "Нахимов" так или иначе утонули.

Фото из статьи "Курских известий"
Фото из статьи "Курских известий"

Напоследок немного местного колорита.В родном Курске также у нас имеется боевой кораблик. Чё?!! Небольшой минный тральщик 1942 г. выпуска. (вероятно - проект 78) Во время ВОВ - разминировал фарватеры, после войны (и до 60-х примерно) - уже попал нам и ходил по Сейму как прогулочный катер. Ну а потом простой учитель музыки (сейчас - пенсионер) буквально вытащил кораблик с приёмки чермета. Он сам восстановил корабль и мечтал поплавать и учить детвору судоходству, но увы... (подробней здесь) видимо кораблю суждено остаться на приколе. Не пойму почему никто хотя бы пиара ради не помог мужику довезти корабль до воды, ведь то была мечта его жизни. эххх!

Ну вот и всё. Да я помню что был у нас ещё и Кузя, но давайте статью на позитиве закончим.Вот такая история "в лицах" советского флота - весьма пёстрая и неоднозначная. И нет, я тут не хотел задеть/надеюсь, не задел никого из морских волков. Респект всем морякам и речникам!.. Также респект советским деятелям искусств, которые путём простеньких картинок и мультфильмов, которые, в лучшем смысле этого слова, приукрасили действительность.

Если в этой статье есть неточности и обывательский взгляд - прошу не сердиться. Статью я писал не как профи, а чисто на эмоциях - словно юнга-романтик!.. до новых встреч - а я отчаливаю! Всем пока!..

Проклятья и оскорбления пишите в комментарии/делитесь/лайкайте... И подписывайтесь сюда