Найти в Дзене
ОЧЕ ВИДНО

Искушение – что это? В чем его смысл?

За несколько сотен лет художники множество раз фантазировали на тему «искушения святого Антония». Был такой египтянин в IV веке, не бедный, но в восемнадцать лет раздал все свое имущество беднякам и стал отшельником. Жил в пустыне, отказывал себе во всем. Таким вот образом укреплял он свою веру, «умертвлял плоть» (правда, говорят, не преуспел в этом и дожил до 106 лет), «приумножал духовность». Но физиология и окружающая действительность не дремали. Были у Антония видения (возможно галлюцинации, а то и наяву) искушавшие его. Что же такое «искушение»? В одних источниках (классических) это внешний повод или влечение (соблазн) согрешить под влиянием порочной наклонности или страсти, изменить созданному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов, нарушить собственный обет. В других источниках это влечение к какому-то действию, вследствие чего обнаруживаются скрытые в человеке добрые или злые свойства. Если у Антония это были галлюцинации, то можно считать, что это крик его плоти,
Тинторетто «Искушение святого Антония»
Тинторетто «Искушение святого Антония»

За несколько сотен лет художники множество раз фантазировали на тему «искушения святого Антония». Был такой египтянин в IV веке, не бедный, но в восемнадцать лет раздал все свое имущество беднякам и стал отшельником. Жил в пустыне, отказывал себе во всем.

Таким вот образом укреплял он свою веру, «умертвлял плоть» (правда, говорят, не преуспел в этом и дожил до 106 лет), «приумножал духовность». Но физиология и окружающая действительность не дремали. Были у Антония видения (возможно галлюцинации, а то и наяву) искушавшие его.

Что же такое «искушение»?

В одних источниках (классических) это внешний повод или влечение (соблазн) согрешить под влиянием порочной наклонности или страсти, изменить созданному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов, нарушить собственный обет.

В других источниках это влечение к какому-то действию, вследствие чего обнаруживаются скрытые в человеке добрые или злые свойства.

Если у Антония это были галлюцинации, то можно считать, что это крик его плоти, заявляющий о своем праве на существование. Тогда можно говорить о борьбе телесного и духовного.

А если это внешнее воздействие? Антоний еще не святой и только движется в этом направлении, становясь первым в истории монахом. Вполне возможно, что у него появятся последователи, тоже стойкие к земным удовольствиям и благам, и на которых будет трудно воздействовать.

Вот тут фантазия художников и сформировала вполне материальное воздействие искуса на Антония.

Художник Ловис Коринт (1858 – 1925)

-2

Как и на многих картинах, здесь Антоний изображен уже в летах и на него оказывается материальное, но психологическое воздействие. Согласно истории, Антоний устоял, стал святым и у него появились последователи.

Художник Доминик Папети (1815 – 1849) «Искушение святого Иллариона»

-3

И на этом этапе у меня появилось ощущение, что не искушение имеет место в этих картинах, а провокация.

Провокация – вид психологической манипуляции, осуществляемой в интересах провокатора с целью побуждения кого-либо к определенным действиям.

К каким же действиям побуждает «провокатор»? К так называемым «греховным».

Тогда я обратился к первородному греху. Рай, Адам и Ева, Змей. Почему искушают (соблазняют) провоцируют Еву? Первым создали Адама, Еву из ребра его, она вторична. Но она же женщина и не хочет быть на вторых ролях, а тут такое предложение.

Правда, как и всем женщинам, ей не нужны знания (яблоко-то всезнания), но ей нужны новые возможности.

Художник Пьер Жан Ван дер Аудера (ё1841 – 1915) «Искушение Евы»

-4

Так что запрет она нарушает, но ей совсем не интересно быть одной изгнанной на Землю, поэтому она быстренько провоцирует Адама.

Художник Юлиус Полсен (1860 – 1940) «Ева соблазняет Адама».

-5

Таким образом «провокатор» удалил эту парочку из Рая, у Евы с Адамом появились новые возможности (и проблемы), а на Земле появилось народонаселение. Правда у Евы еще и учебный курс по провокации и соблазнению был пройден, Адаму же еще предстоит поучиться у нее этим дисциплинам.

Видимо, полученные знания хорошо передавались по наследству и искушению (соблазнению) провокациям больше подвержены женщины. Например, соблазнение вкусной едой ( в то время как для мужчин большее значение имеет объем и сытность).

Художник Франсуа де Труа (1679 – 1752) «Обед во время охоты»

-6

Художник Жюль Александер Грюн (1868 – 1938) «Конец ужина»

-7

Накрытый стол прямо провоцирует на чревоугодие, а ведь еда так опасна для женской фигуры. Корсет, затягивающий и зажимающий все, в том числе и желудок, только и спасает.

Могут соблазнить всякие красивые ленточки, кружева, чепчики. Продавщица смотрит в глаза и прямо провоцирует на покупку.

Художник Витторио Реджианини (1853 – 1938) «Коробейница»

-8

А то и красивое платье просто не дает отойти от зеркала.

Художник Эдуард Гелхай (1856 - …) «Новое платье»

-9

Мужчины попадают под соблазн часто сами того не ведая, так что провокатором здесь может быть Его Величество Случай.

Художник Лев Соловьев (1837 – 1919) «Не туда приплыли»

-10

Здесь монахи ошиблись протокой и случайно заплыли на лодке к месту деревенского купания. Ну что же тут поделаешь? Так приплылось…

Или приключения сэра Персиваля, которого Темные силы искушают то в виде замечательного коня, то прекрасной дамы. И взамен всего-то просят от него потом, как-нибудь, выполнить любое их желание. Провоцируют, прямо как на заключение банковского кредитного договора.

Художник Артур Хакер (1858 – 1919) «Искушение сэр Персиваля»

-11

Только силой духа, да крестным знамением доблестный сэр Персиваль и спасся.

В нашем современном мире искушение, соблазн, провокация идут рука об руку, дополняя и помогая друг другу подчинять и одурачивать людей. То работодатель наобещает «золотые горы», а на самом деле попадаешь в «соковыжималку», то в магазинах обещают огромные скидки и пишут на ценниках несуществующие и перечеркнутые «старые» цены и так далее, вы сами это хорошо знаете.

Все это изобразил в своей картине великий Сальвадор Дали (1904 – 1989) в той же теме «Искушение святого Антония»

-12

Огромные, мощные соблазны, наступают, нависают и провоцируют им подчиниться. Но только ножки у них паучьи, тоненькие. Чуть толкни их, и упадут, как любая надуманная и подстроенная провокация.

Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на мой канал!