За несколько сотен лет художники множество раз фантазировали на тему «искушения святого Антония». Был такой египтянин в IV веке, не бедный, но в восемнадцать лет раздал все свое имущество беднякам и стал отшельником. Жил в пустыне, отказывал себе во всем.
Таким вот образом укреплял он свою веру, «умертвлял плоть» (правда, говорят, не преуспел в этом и дожил до 106 лет), «приумножал духовность». Но физиология и окружающая действительность не дремали. Были у Антония видения (возможно галлюцинации, а то и наяву) искушавшие его.
Что же такое «искушение»?
В одних источниках (классических) это внешний повод или влечение (соблазн) согрешить под влиянием порочной наклонности или страсти, изменить созданному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов, нарушить собственный обет.
В других источниках это влечение к какому-то действию, вследствие чего обнаруживаются скрытые в человеке добрые или злые свойства.
Если у Антония это были галлюцинации, то можно считать, что это крик его плоти, заявляющий о своем праве на существование. Тогда можно говорить о борьбе телесного и духовного.
А если это внешнее воздействие? Антоний еще не святой и только движется в этом направлении, становясь первым в истории монахом. Вполне возможно, что у него появятся последователи, тоже стойкие к земным удовольствиям и благам, и на которых будет трудно воздействовать.
Вот тут фантазия художников и сформировала вполне материальное воздействие искуса на Антония.
Художник Ловис Коринт (1858 – 1925)
Как и на многих картинах, здесь Антоний изображен уже в летах и на него оказывается материальное, но психологическое воздействие. Согласно истории, Антоний устоял, стал святым и у него появились последователи.
Художник Доминик Папети (1815 – 1849) «Искушение святого Иллариона»
И на этом этапе у меня появилось ощущение, что не искушение имеет место в этих картинах, а провокация.
Провокация – вид психологической манипуляции, осуществляемой в интересах провокатора с целью побуждения кого-либо к определенным действиям.
К каким же действиям побуждает «провокатор»? К так называемым «греховным».
Тогда я обратился к первородному греху. Рай, Адам и Ева, Змей. Почему искушают (соблазняют) провоцируют Еву? Первым создали Адама, Еву из ребра его, она вторична. Но она же женщина и не хочет быть на вторых ролях, а тут такое предложение.
Правда, как и всем женщинам, ей не нужны знания (яблоко-то всезнания), но ей нужны новые возможности.
Художник Пьер Жан Ван дер Аудера (ё1841 – 1915) «Искушение Евы»
Так что запрет она нарушает, но ей совсем не интересно быть одной изгнанной на Землю, поэтому она быстренько провоцирует Адама.
Художник Юлиус Полсен (1860 – 1940) «Ева соблазняет Адама».
Таким образом «провокатор» удалил эту парочку из Рая, у Евы с Адамом появились новые возможности (и проблемы), а на Земле появилось народонаселение. Правда у Евы еще и учебный курс по провокации и соблазнению был пройден, Адаму же еще предстоит поучиться у нее этим дисциплинам.
Видимо, полученные знания хорошо передавались по наследству и искушению (соблазнению) провокациям больше подвержены женщины. Например, соблазнение вкусной едой ( в то время как для мужчин большее значение имеет объем и сытность).
Художник Франсуа де Труа (1679 – 1752) «Обед во время охоты»
Художник Жюль Александер Грюн (1868 – 1938) «Конец ужина»
Накрытый стол прямо провоцирует на чревоугодие, а ведь еда так опасна для женской фигуры. Корсет, затягивающий и зажимающий все, в том числе и желудок, только и спасает.
Могут соблазнить всякие красивые ленточки, кружева, чепчики. Продавщица смотрит в глаза и прямо провоцирует на покупку.
Художник Витторио Реджианини (1853 – 1938) «Коробейница»
А то и красивое платье просто не дает отойти от зеркала.
Художник Эдуард Гелхай (1856 - …) «Новое платье»
Мужчины попадают под соблазн часто сами того не ведая, так что провокатором здесь может быть Его Величество Случай.
Художник Лев Соловьев (1837 – 1919) «Не туда приплыли»
Здесь монахи ошиблись протокой и случайно заплыли на лодке к месту деревенского купания. Ну что же тут поделаешь? Так приплылось…
Или приключения сэра Персиваля, которого Темные силы искушают то в виде замечательного коня, то прекрасной дамы. И взамен всего-то просят от него потом, как-нибудь, выполнить любое их желание. Провоцируют, прямо как на заключение банковского кредитного договора.
Художник Артур Хакер (1858 – 1919) «Искушение сэр Персиваля»
Только силой духа, да крестным знамением доблестный сэр Персиваль и спасся.
В нашем современном мире искушение, соблазн, провокация идут рука об руку, дополняя и помогая друг другу подчинять и одурачивать людей. То работодатель наобещает «золотые горы», а на самом деле попадаешь в «соковыжималку», то в магазинах обещают огромные скидки и пишут на ценниках несуществующие и перечеркнутые «старые» цены и так далее, вы сами это хорошо знаете.
Все это изобразил в своей картине великий Сальвадор Дали (1904 – 1989) в той же теме «Искушение святого Антония»
Огромные, мощные соблазны, наступают, нависают и провоцируют им подчиниться. Но только ножки у них паучьи, тоненькие. Чуть толкни их, и упадут, как любая надуманная и подстроенная провокация.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на мой канал!