Два года назад, после запуска 1-го издания «Архитектуры…», первым 30 слушателям я задал вопрос:
«Насколько подробно вы изучаете «Руководство пользователя» к приобретенной камере?»
Полученные ответы, более-менее точно совпадали с моим видением ситуации:
- Только 8 человек из 30 сказали, что подробно изучали «руководство» в течение первой недели после покупки;
- Большинство, открывали книжку 1-2 раза в первые 2 дня;
- Ни один из опрошенных, не читал «руководство» полностью!
На мой взгляд, «Руководство пользователя» должно быть настольной книгой начинающего фотографа в течение 1-го года. Современная фототехника – штука сложная, поэтому не использовать все заложенные производителям (и вами оплаченные) возможности, мягко говоря: неправильно… Как бы там ни было, я хочу обратить ваше внимание на теорию и в двух словах изложить основы фотографии.
Фотография – это сформированное процессором камеры изображение, полученное на основе света, отраженного от объекта съёмки и зафиксированного через объектив светочувствительным элементом (матрицей).
Иными словами, умение фотографировать - это умение управлять светом, попадающим на матрицу, а руководствуясь техническим принципом фотографии: объект - свет - фотокамера - снимок, вся работа фотографа сводиться к трём основным действиям: ракурс - выбор границ кадра - работа со светом.
С объектом в «архитектуре…» всё понятно: это сама архитектура (интерьер) и есть; свет у нас естественный - в 99,9% случаев это дневной свет, падающий через окна или освещающий объект снаружи, плюс свет от приборов (бра, люстры, торшеры и т.д.); настройки же камеры, помогут укротить его нрав.
НАСТРОЙКИ КАМЕРЫ
С помощью такого или подобного колесика, мы можем выбирать подходящий режим настроек камеры, в зависимости от поставленной задачи
Расскажу подробнее об основных режимах, но начнём с режима Аv (в некоторых камерах - А)
Режим Av - приоритет диафрагмы
Полуавтоматический режим с приоритетом диафрагмы, когда мы выставляем только значение диафрагмы, а все остальное настраивает камера.
Диафрагма - это отверстие в объективе, через которое свет попадает на матрицу. С помощью механики и электроники диаметр этого отверстия может меняться. Диафрагма обозначается буквой f за которой через дробь стоит значение диафрагмы, например, f/2.8. Чем меньше значение, тем больше раскрыты лепестки и шире отверстие диафрагмы, а значит и тем больше свет попадает на матрицу.
В выражениях: "увеличить диафрагму" и "увеличить значение диафрагмы" заложен прямо противоположный смысл! В первом случае мы диафрагму открываем/приоткрываем, а во втором - закрываем/прикрываем. При минимальных значениях, диафрагма максимально открыта.
Режим Tv (в некоторых камерах – S) - приоритет выдержки
Полуавтоматический режим с приоритетом выдержки, когда мы выставляем выдержку, а все остальное настраивает камера.
Выдержка - это время, в течение которого открыт затвор камеры и свет попадает на матрицу
Чем хуже освещен наш объект съемки, тем длиннее должна быть выдержка
Выдержка, как и диафрагма - дозирует свет, но не по количеству, а по времени
Не следует употреблять выражения "больше", или "меньше" - по отношению к выдержке это может запутать, поскольку, чем больше число в знаменателе - тем меньше время выдержки! Поэтому точнее и проще говорить "выдержка короче", или "длиннее".
- 1/4 секунды и длиннее - обязательно нужен штатив
- 1/15 секунды – скорее всего понадобится штатив
- 1/8 секунды - слабое освещение, нужен штатив
- 1/30 - самая длинная выдержка для съемки с рук
Зелёный режим – полный автомат
Выдержка, диафрагма, фокусировка, вспышка, и всё остальное (даже ISO) выставляются автоматически при нажатии одной кнопки.
Зелёный режим незаменим для начинающих, а также если нужно быстро сделать снимок, не заморачиваясь с настройками.
Такой режим есть почти во всех цифровых камерах, а в дешёвых мыльницах он, собственно, единственный
Режим P – полуавтомат/ программный
Тот же Зелёный режим - всё на автомате, но можно менять некоторые настройки:
- точки фокусировки
- баланс белого
- ISO
- управление вспышкой
Режим M — полностью ручной
Мы целиком контролируем весь процесс съёмки.
Учитывая освещённость объекта съёмки, мы устанавливаем правильную экспозицию (выдержку, диафрагму, светочувствительность)
Как по мне, так двух режимов было бы достаточно: приоритет диафрагмы и ручной, а зелёный (полностью автоматический) - оставим в качестве бонуса для новичков.
Для абсолютного контроля – используем ГИСТОГРАММУ
В том или ином виде, вся информация есть в «Руководстве пользователя» к камере, поэтому:
Если ваше «Руководство» давно утеряно (утонуло, сгорело, никогда и не было):
- Заходите на сайт производителя;
- Открываете вкладку «Поддержка»;
- Вводите название и модель вашей камеры;
- Система показывает перечень доступных загрузок;
- Скачиваете «Руководство пользователя» на нужном вам языке.
Проблема решена!
Продолжение следует...