170 лет назад, в 1851 году, проездом на Кавказ в Астрахани побывал писатель Лев Николаевич Толстой.
Русский классик известен каждому из нас. Своим творчеством он вдохновил не один десяток людей, и продолжает вдохновлять до сих пор своей уникальной историей.
Прошло уже 170 лет, как состоялась небольшая встреча писателя с нашим краем. Но впечатления остались у Толстого надолго и пронеслись сквозь года. Сейчас мы можем увидеть мир его глазами по письмам родным, записям в дневнике, по очерку «Еще день» и по сюжету рассказа «За что?».
Жизнь писателя достаточно сложна, но прекрасна. Куда она не повернет ― вы за ней. И граф Толстой обладал различными увлечениями, когда в 1851 году решил кардинально измениться. Случай представился совсем скоро. Николай, брат писателя, служил тогда в кавказской армии и приехал домой в отпуск. Увлечение военной службой привлекало Льва Николаевича и решение было принято спонтанно, но бесповоротно. Он отправился с братом на Кавказ. Тогда то писатель и побывал в Астрахани, правда, проездом.
Выбрали они необычный путь ― на лошадях до Саратова, а от Саратова по Волге до Астрахани и от Астрахани - на почтовых в станицу. Добирались до нашего славного града три недели.
Оттуда Лев Николаевич писал тете:
«Мы в Астрахани и отправляемся в Кизляр, имея перед собой 400 в. ужаснейшей дороги. — В Казани я провел неделю очень приятно, путешествие в Саратов было неприятно; зато до Астрахани мы плыли в маленькой лодке, — это было и поэтично и очаровательно; для меня всё было ново и местность, и самый способ путешествия. Вчера я послал длинное письмо Машеньке в котором описываю ей свое пребывание в Казани; не пишу об этом вам, чтобы не повторяться, хотя и уверен, что вы не будете сличать писем. До сих пор я очень доволен своим путешествием, вижу многое, что возбуждает мысли, да и самая перемена места очень приятна»
А в дневнике своем оставил такую запись:
«Пишу 30 июня в 10 часов ночи в старогладовской станице. Как я сюда попал? Не знаю. Зачем? Тоже. Хотел бы писать много: о езде из Астрахани в станицу, о козаках, о трусости Татар, о степи…».
Больше чем через 50 лет графу Толстому пришла в голову идея написать целую книгу о его путешествии по Волге. Но, увы. Создал писатель только небольшой очерк «Еще день». И описывает он, как ни странно, только лишь выбор подходящей лодки:
«Вздумал из Саратова ехать до Астрахани по Волге. Во-первых, думал я, лучше же, если время будет неблагоприятное, проехать долже, но не трястись еще 700 верст, притом живописные берега Волги, мечтания, опасность, все это приятно и полезно может подействовать, воображал я себя поэтом, припоминал людей и героев, которые мне нравились, и ставил себя на их место...
...Подошел я к Московскому перевозу и стал похаживать около лодок и дощаников. "Что, заняты эти лодки? Есть ли свободная?.." — спросил я совокупности бурлаков, которые стояли у берега. "А вашей милости чего требуется?" — спросил у меня старик с длинной бородой в сером зипуне и поярчатой шапке. "До Астрахани лодку". "Что ж, можно-с!"».
Рассказ «За что?» больше описывает Саратов, чем Астрахань. Но это произведение и последующие наделены особой атмосферой. И до последних дней он воспроизводил свои воспоминания, мысли и эмоции.
«Чем старше я становлюсь, тем воспоминания мои становятся живее. И удивительно, вспоминаю только радостное, доброе, и наслаждаюсь воспоминанием не меньше, иногда больше, чем наслаждался действительностью», — писал он в дневнике.
Подробный же переход по Волге Толстой все же оставил тайной.