Найти в Дзене
Soc, Sci & Tech

Исследование: эффективное решение проблемы перегруженности дорог – взимание платы за поездки на личном авто в часы пик

Как все ожидают, на дороги улицы в мегаполисах по всему миру скоро вернутся часы пик, когда будут сняты ограничения, введенные с началом пандемии. Что касается России, то у нас загруженность на дорогах и не снижалась.

На примере тенденций в решении транспортных проблем в США, самом большом, помимо Китая, автомобильном рынке мира, можно представить, что в этом плане может ждать российских автолюбителей в будущем.

Согласно результатам недавно проведенного в Соединенных Штатах исследования, решением проблемы перегруженности автотрасс может стать взимание платы за пользование дорогами с высоким траффиком в часы пик. Это, как утверждают исследователи, не только позволит избавиться от пробок на дорогах, но и убедит автовладельцев пересаживаться на более компактные и экономичные авто.

Исследователи из Университета штата Вашингтон и Института Брукингса на основании анализа данных выборки из 300 домохозяйств Сиэтла, собранных за шесть лет, обнаружили, что чем больше загружены дороги в утренние и вечерние часы, когда все едут на работу или возвращаются домой, тем выше вероятность того, что люди будут стремиться покупать большие машины, которые автовладельцы считают более безопасными и комфортными.

Ученые решили смоделировать ситуацию, когда за поездки на личном автотранспорте в часы пик взымается плата, и, как оказалось, это могло бы снизить в США долю рынка средне- и полноразмерных внедорожников на 8%.

По оценкам, сокращение количества больших автомобилей на дорогах в масштабах всей страны означало бы снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях на 10%, спасение многих жизней и экономию 25 миллиардов долларов связанных с этим расходов, а также еще 3-процентное повышения топливной экономичности, что позволит сэкономить еще почти 10 миллиардов долларов.

Материалы данного исследования были опубликованы в Journal of Econometrics.

«Мы обнаружили, что платная езда в часы пик может, с одной стороны, уменьшить пробки и, с другой, привести к уменьшению габаритов эксплуатируемых автомобилей», - рассказывает профессор экономики Университета штата Вашингтон Цзя Ян. – А уменьшение размеров транспортных средств означает сокращение потребления энергоресурсов и снижение уровня смертности на дорогах».

В 1980 году доля легких грузовиков и внедорожников составляла в США лишь около 20% от проданных новых автомобилей. В 2017 году этот показатель вырос до 62%.

Результаты предыдущих исследований показали, что пробки на дорогах могут привести к «гонке вооружений», когда водители будут стремиться покупать все большие и большие по размерам машины, чтобы ощущать себя в большей безопасности на перегруженных автотрассах, что на самом деле повышает вероятность аварийных ситуаций.

«Если вы едете на маленьком автомобиле по дороге, сильно загруженной транспортом, когда вашу машину со всех сторон подпирают большие внедорожники, возможно, вы будете чувствовать себя не совсем уютно, а кому-то захочется приобрести машину большего размера, например, популярный кроссовер, чтобы быть на одном уровне безопасности с остальными. Это вполне логично», - говорит Ян.

По мнению ученого, если пробки уменьшатся и передвигаться на машине будет свободнее, мотивация самозащиты ослабнет.

Между тем, многих водителей, которые вынуждены проводить много времени за рулем, привлекают более комфортные условия езды на больших авто.

Исследователи обнаружили, что при уменьшении загруженности дорог убираются две мотивации – стремление повысить свою безопасность и комфорт, и тогда меньше людей предпочтут покупать большие автомобили.

При этом все понимают, что чем больше внедорожников на дорогах, тем выше риски тяжелых исходов для пассажиров небольших авто в дорожно-транспортных происшествиях с участием нескольких транспортных средств.

«Всегда должен быть компромисс между собственными выгодами и издержками для других людей в обществе, - заключает Ян. - Когда люди покупают крупногабаритный автомобиль, они не принимают во внимание эти негативные последствия. Они думают только о своей собственной безопасности и комфорте. Поэтому мы должны регулировать такое поведение путем совершенствования определяющих это норм и правил».

Еще одним примером, того что нас ждет в будущем, может послужить Китай, где в некоторых городах уж давно введены ограничения: в одни дни недели на дорогах могут ездить только автомобили с четными автономерами, в другие – с нечетными.

Несомненно, что рано или поздно мы тоже придет к этому, хотя мотивации россиян отличаются от тех, что определили американские ученые. И одна из главных, помимо безопасности, комфорта и финансовых возможностей – это стремление выделиться, показать, что они не хуже остальных. И тут уже забота о других людях в условиях капитализма российского разлива большинству наших автолюбителей кажется неуместной.

Оставляйте свои комментарии по этому вопросу, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.