Обычно интеллект меряют с помощью IQ тестов. Но IQ тесты, наверное — это в основном тесты на способности к выявлению закономерностей. Тут можно подумать, что умный человек — исключительно тот, кто осатанело и круглосуточно «выявляет закономерности»...
Безусловно, выявление закономерностей — вещь полезная. Только закономерности бывают разные. Не все из них сводятся к последовательностям фигур, знаков или чисел. Гораздо интереснее, например, закономерности человеческого общения.
А ещё, существует одно из сложнейших явлений в нашей жизни — язык, служащий для упомянутого человеческого общения. И наука лингвистика, которая изучает языки.
Итак, главный признак человеческой тупости — неумение объяснять и излагать. Здесь есть, пожалуй, две части, две составляющих тупости.
- Прямое неумение излагать свои мысли, косноязычие во всех его проявлениях. Это напрямую связано с языком — важнейшим отличием человека от животного, скота.
- Неумение встать на позицию адресата своего объяснения, разговаривая в терминах, понятных именно ему, а не самому объясняющему. Оперируя сведениями, известными адресату, а не самому объясняющему.
Старый анекдот в виде монолога школьного учителя.
«Ох, и тупые же ученики нынче в школе! Один раз им объяснил — не поняли. Второй раз объяснил — не поняли. Третий раз объяснил — сам понял — они всё равно не поняли... Ну, тупые!»
Обычно неумение излагать свои мысли легко выявляется при попытке попросить человека изложить свои мысли письменно. Действительно, в письменном виде эти мысли придётся структурировать, придать им форму. Для тупицы это весьма мучительная задача — от неё закипает мозг. Кроме того, при такой попытке могут внезапно обнажиться явные противоречия в самих мыслях. А ещё, что написано пером, того не вырубишь топором — за письменную белиберду потом и «предъявить» могут!
Для кого предназначены аудиосообщения в социальных сетях? Многочисленные «обучающие» или информационные видео на Ютубе, когда содержимое сорокаминутного ролика (с «говорящей головой») можно было изложить в виде текста для пятиминутного чтения? Разумеется, для тупиц.
Иногда говорят, что неспособность изложить «сложное» простыми словами свидетельствует о вашем непонимании того, что́ вы, собственно, собирались излагать...
Что касается «неумения встать на позицию адресата своего объяснения». Наверняка вы сталкивались с теми, кто разговаривает или пишет односложно, обрывочно, вынуждая задавать дюжину «наводящих» (уточняющих) вопросов после этого? Это именно они — тупицы.
Тупица не может отличить собеседника от самого себя, которому априори многое «понятно» или «известно». Его мысли перескакивают с места на место, а затем вербализуется лишь их «верхушка». Ирония состоит в том, что в тупости он будет немедленно обвинять своего собеседника. Искренне не подозревая того, что по его «верхушке» не ясно ровным счётом ничего. Здесь тупость проявляется в неспособности верно оценить осведомлённость своего оппонента. Встречали таких горе-руководителей, которые подчас не в состоянии поставить задачу своим подчинённым? Это именно они — тупицы, оказавшиеся в своей должности по «принципу Питера».
Таким образом, хороший учитель, способный внятно донести свои знания — наверное, самый умный человек на свете. Умеющий подстроиться под текущий уровень своих «адресатов» (учеников), а затем быстро провести их по ступеням понимания, до самой вершины. Эффективно используя одно из самых больших достояний человека разумного — язык. Даже если это воспитатель детского сада (тут место для смайлика). Впрочем, хороший менеджер — тоже.