На жизненном пути каждого человека попадаются люди, оказавшие на них особое влияние. Эти встречи, случайные или нет, во многом определяют путь, умозрение и поведенческую методологию человека, вовлечённого в этот процесс. Если первичное влияние на общечеловеческое формирование личности оказывают родители, то с расширением жизненного пространства человека в его жизни появляются другие учителя. Новые воспитатели всегда воздействуют уникальными свойствами собственной личности, присущими им одним. Кроме того, воспитуемый нуждается в получении именно этих информационных или эмоциональных потоков, воспринимая их как определённый путеводитель в своих дальнейших жизненных устремлениях. Причём, на каждом жизненном этапе требуется конкретная информация или действия, воспринимаемая личностью как недостающая часть паззла.
Почти два десятилетия назад бизнес-интересы компании «Имлайт» свели меня с человеком, оказавшим огромное влияние на меня, как на работника отрасли профессионального звукоусиления. Он изменил мои взгляды не только на эволюцию развития отрасли, но и указал на пути воздействия на эту отрасль. Кроме того, он спрогнозировал тупик развития индустрии, что в своё время звучало парадоксально.
Итак, герой сегодняшнего выпуска издания proУХО – сеньор Джанни Тоски, основатель и бессменный руководитель итальянской компании Sound Corporation. Широким массам пользователей профессионального звукового оборудования продукция этой компании известна по торговым маркам X-Treme, Peecker Sound и XTE.
С сеньором Тоски я познакомился более 20 лет назад, хотя на продукцию Peecker Sound и XTE поглядывал и ранее. При первой же встрече меня поразило жизнелюбие и мощная энергетика, которыми он делился со своими собеседниками. Итальянская эмоциональность и взвешенность взрослого бизнесмена создавали интересный букет, ауру которого невозможно было не почувствовать. С первого рукопожатия, как мне показалось, сеньор Тоски внимательно стал относиться к моим мыслям и идеям, что в дальнейшем послужило причиной или поводом для деловых встреч.
Благодаря визитам в Реджо Эмилия я изменил свои взгляды не только на индустрию профессионального звукоусиления, но и на методы работы в этой индустрии. Одним из главных открытий, сделанных мной в Италии, стало отсутствие необходимости придерживаться в своей служебной деятельности надуманных кем-то штампов и канонов. Находясь в общеустановленных рамках, человек всегда будет находиться в шлейфе событий, инициированных людьми, не боящихся перемен. Помню, что на мой вопрос: «Как мне поступить в ситуации, когда мои коллеги не понимают некоторых методов моей работы? Что нужно изменить?», сеньор Тоски ответил: «Ничего! Они привыкнут!». (Похоже Джанни был прав – кто-то привык, остальные приспособились).
Наше время
Карантинные будни значительно сократили поток внешних раздражающих факторов, определяющих наше повседневное существование. Ковидная привязка к удалённому от чужих взглядов рабочему месту не только увеличила длительность рабочего дня, но и позволила спокойно вспомнить некоторые важные моменты профессиональной деятельности. В очередной раз я мысленно вернулся в Италию и, конечно, не мог не вспомнить Джанни Тоски.
Я сотню раз собирался написать письмо Джанни – посоветоваться по поводу некоторых профессиональных идей и просто узнать, как он живёт и чем сейчас занят. С учётом развивающейся пандемии, откладывать написание письма стало уже опасно и, благодаря помощи моего доброго товарища Максима Максимова (сотрудника Sound Corporation), моё послание всё-таки попало на стол сеньора Тоски, а спустя пару дней я уже читал его ответ.
Мне было приятно узнать, что Джанни, так же, как и я, отлично помнит наши встречи в Италии. Отрадно, что он согласился не просто ответить на мои вопросы, но и дать интервью изданию proУХО. Но рамки стандартного интервью, обусловленные определённым форматом, будут слишком тесными для такой яркой величины как Джанни, поэтому мы предваряем его несколькими свободными ответами на мои вопросы, подготовленными специально для него.
Мой первый вопрос, адресованный собеседнику, был прост и незатейлив.
Олег Трусов: Кто такой Джанни Тоски?
Джанни Тоски: Oh, sai fare domande))) Я считаю, что мы связаны глубоким уважением и дружбой, которая длится много лет и которую я считаю ценным активом, из которого я смог подчерпнуть твою энергию, энтузиазм, профессионализм и страсть к музыке.
Самый короткий и в то же время всеобъемлющий ответ на вопрос «Кто такой Джанни Тоски» будет такой: «Джанни Тоски – это профессия»! Это профессия предпринимателя на поле профессионального звукоусиления, которую я приобрёл в 1968 году, основав группы Sound Corporation sas. Это длинная дорога удач и потерь в создании современного производства звукового оборудования.
Олег Трусов: Уууу…. 1968 год - меня даже на свете не было! Пожалуй, есть что вспомнить! Какие годы для индустрии профессионального звукоусиления ты считаешь самыми интересными? Когда был и почему прошёл золотой век «колонкостроения»?
Джанни Тоски: Хороший вопрос, хотя немного грустный. Грустно понимать, что годы бегут слишком быстро и печально осознавать факт, что золотые времена нашей индустрии канули в лету. Но это объяснимо: всему своё время. Меняются люди, меняется образ жизни, меняются технологии.
Я могу кратко подвести итог эволюции рынка профессионального аудио. Всё началось в 60-х годах, когда культура дискотек и больших рок-концертов только-только зарождалась. Именно эти удивительные явления сформировали потребность в высокоэффективном звуковом оборудовании. Музыканты и ди-джеи всё более настойчиво требовали у производителей новое оборудование, которое отвечало бы их чаяниям. Именно тогда появились многополосные звуковые комплекты, мультиканальные микшерные пульты, доступные радиосистемы, даже DJ-микшер со слайдером. Многие изобретения совершались производителями независимо от остальных участников рынка. Так, мы самостоятельно, не имея перед глазами аналогов, собрали несколько уникальных больших концертных комплектов, в которые вложили немало инноваций. Мы считали себя пионерами на своём поле, но, конечно, мы были не одни. Многие двигались параллельными путями, совершали одни и те же ошибки и открытия. Это сейчас информация распространяется моментально, а в 60-е годы мы могли узнать о чём-то интересном спустя много месяцев, а то и лет после события. Конечно, уровень развития электроники тех лет серьёзно усложнял нашу работу – например, самый мощный усилитель развивал лишь 300 Вт, был 1-канальным и весил 42 кг!
В 70-х годах концертные и танцевальные площадки окончательно утвердились в качестве точек агрегации. Тогда же, с развитием новых музыкальных стилей и направлений, впервые стали задумываться о конкретном предназначении тех или иных акустических систем и комплектов. Звукорежиссёры популярных групп и дискотек проводили парадоксальные эксперименты, которые и не снились нынешним профессионалам. На концертной площадке могли появиться 10-канальные звуковые FOH – по каналу усиления на каждый музыкальный инструмент! Дискотеки и вовсе могли быть оснащены чем-то неправдоподобным! Каждый день в 70-х приносил сюрпризы и откровения. Но нужно отметить, что эффективность звукового оборудования тормозилась компонентной базой – да, уже не лампа, но проблем хватало.
Семидесятые и восьмидесятые годы… Золотая пора современной музыки. За каких-то 15 лет мир узнал такое количество настоящих звёзд, которое никогда не сможет быть достигнуто вновь. И это реальные звёзды, с настоящими гитарами и микрофонами, отличными голосами и запоминающимися песнями. Звезда сцены тогда и сейчас – это не просто разный масштаб, это разные системы координат. Сейчас это продукт маркетинга, а 40 лет назад – это было явлением природы (с культурой к 80-м годам уже было покончено).
Давай вспомним – это лучшие времена disco – Giorgio Moroder, Bee Gees, ABBA, Boney M… Это рассвет hard rock – Deep Purple, Led Zeppelin, Iron Maiden, Ozzy… Тогда же появились и твои любимые Metallica, Slayer, Kreator… А был ещё Punk, Grunge, Industrial, Rap… Безусловно, это был мощнейший стимул развития индустрии профессионального звукового оборудования. Мастерские, производящие усилители и акустические системы, были в каждом городе! Насколько мне известно, даже в Советском Союзе были десятки предприятий, производящих звуковое оборудование. (от автора – да, я отлично помню эти «шедевры». Усилительный модуль 200-ваттного муромского усилителя «Эстрада» был размером с холодильник). Именно в эти годы инженеры впервые всерьёз задумались об эффективности оборудования – музыкальные коллективы весь свой «аппарат» возили по всему миру. У популярных групп в тур отправлялись десятки фур с оборудованием! Для больших концертов иногда приходилось обесточивать целые районы города, настолько большим было потребление электроэнергии. Такие расходы не всегда покрывались даже многотысячной аудиторией концертов.
Очередной прорыв в индустрии профессионального звукоусиления произошёл в начале третьего тысячелетия. Именно в эти годы случилась цифровая революция. Приборы микширования, обработки и маршрутизации сигнала получили невиданные ранее возможности и изменились до неузнаваемости. Тогда же появились линейные массивы, которые изменили подход к формированию звуковых комплектов. Но самое главное – изменились требования к основному персоналу, работающему с новыми видами оборудования. Отныне, кроме ушей и первичных познаний в электротехнике, концертным звукорежиссёрам требовались навыки работы с компьютерами и сложными измерительными комплексами.
Наконец, пришло понимание, что до тех пор, пока единственным источником излучения звуковых волн является обычный электродинамический громкоговоритель, отрасль развиваться не может. Что бы вы не улучшали в приборах микширования, усиления, в микрофонах, в устройствах коммутации, нужно понимать, что в вашем комплекте есть одно слабое звено – динамик, изобретённый 100 лет назад.
Начало второго десятилетия нынешнего века можно считать началом глубокого кризиса индустрии профессионального звукоусиления, из которого, похоже, уже никогда не выбраться. Рынок глубоко загрязнен предложением товаров, созданных без особого понимания реальных нужд пользователей. Маркетинговая составляющая целых сегментов оборудования построена с огромной долей лукавства, а то и откровенного подлога. Производители и их товары полностью утратили узнаваемость и стараются не раздражать рынок смелыми идеями. Наверное, это вообще тенденция нашего времени – быть угодным всем, не имея своего мнения. Хотя, может просто деревья в те годы были выше…
Олег Трусов: Да, удивительный путь!!! Значит твоя профессия себя исчерпала? Тогда чем же занят сеньор Джанни Тоски сегодня?
Джанни Тоски: Ну, теперь я в компании не просто President Chief Executive, а Honorary President))). Если серьёзно, то подразделения Sound Corporation активно проводят работу по диверсификации деятельности. Мы заняли активную позицию на рынке высокотехнологичных проектов – оснащение специальным (прежде всего, звуковым) оборудованием мест массового присутствия людей. Это вокзалы, аэропорты, университеты, больницы… Мы обладаем огромным запасом навыков и знаний, а также отличной командой современных специалистов, что даёт в итоге отличные результаты. Вместе с тем, мы ни на минуту не останавливали производство профессиональных линеек оборудования – Peecker Sound & Extreme. Я лично контролирую этот процесс, так как несу персональную ответственность перед моими давними партнёрами.
В наши драматические дни политических и экономических кризисов, мировой трагедии COVID-19, я вижу ценность наших отношений и надеюсь, что у нас ещё выпадет случай выпить хорошего итальянского кофе. Обнимаю!
А теперь приводим выдержки традиционного интервью для издания proУХО. Напомним читателю, что на те же самые вопросы в предыдущих выпусках издания отвечали руководители компаний «Имлайт» и AUDIOTONAS – Андрей Пушкарёв и Робертас Лючинскас.
В качестве разминки – блиц.
proУХО: Какой вопрос в интервью нельзя задавать?
Джанни Тоски: Спрашивать дату рождения собеседника.
proУХО: Представьте, что на переговорах с потенциальными инвесторами или очень крупными заказчиками, один из присутствующих после 30 минут Ваших объяснений произносит – «Извините, я забыл чем вы занимаетесь» … Какая будет ваша реакция?
Джанни Тоски: Неясность слов – это неясность мыслей. Поймите сначала сами, чего вы ждёте от своей презентации.
proУХО: Если бы выпал шанс начать Sound Corporation заново, выбрали бы Вы опять тот же рынок?
Джанни Тоски: Безусловно!
И этому есть 3 причины:
- Потому что мне это нравиться.
- Потому что я очень хорошо знаю рынок.
- Потому что я думаю, что хорошо делаю своё дело.
proУХО: В какую сферу легального бизнеса Вы бы точно не пошли, считая её противоестественной?
Джанни Тоски: Я никогда не пойду в политику, потому что это действительно превратилось в бизнес.
proУХО: Почему технологии светового оборудования обновляются гораздо быстрее и глобальнее, нежели технологии звукового оборудования?
Джанни Тоски: Рыночный сегмент светового оборудования остался последним сегментом профессионального рынка, который продолжил экспоненциальный рост. Светодиоды полно-стью изменили технологии производства и применения новых световых приборов со всеми вытекающими последствиями.
В области звука также произошла большая технологическая эволюция, когда цифровые приборы стали доступны всем, хотя это не так заметно на первый взгляд. А вот в электроакустической части, особенно в отношении преобразователей, всё намного печальнее.
Теперь вопросы, которые и являются основной целью интервью.
Тема первая. Ответственность.
proУХО: Говоря об ответственности перед заказчиком, что представляется прежде всего? Ведь на его стороне существует много интересантов – непосредственно пользователи оборудования и технических решений со своими ожиданиями, люди (посетители) готового объекта или мероприятия, юристы и инспектирующие органы?
Джанни Тоски: Чтобы не задаваться таким вопросом, нужно лишь быть настоящим профессионалом и не обманывать своего клиента.
proУХО: Готовы ли Вы взять на себя ответственность и изменить свои проектные или бизнес-решения и обязательства, если поняли, что они построены ошибочно, хотя вполне устраивают заказчика?
Джанни Тоски: Мы должны брать на себя эту ответственность на ежедневной основе. Признание ошибок дает нам возможность учиться. Когда мы отрицаем их и не берем на себя ответственность за них, мы уменьшаем наш потенциал роста и уходим от возможности переоценки этого процесса и выявления ошибок.
Часто мы пытаемся провести дистанцию между тем, что произошло и его последствиями, усложняя извлечение уроков из того, что произошло.
«Единственной настоящей ошибкой является та, от которой мы ничему не учимся». (Джон Пауэлл).
proУХО: Насколько вы готовы к ответственности перед заказчиком, предлагая те или иные решения в своей работе, основываясь лишь на экономической выгоде для предприятия? Ведь не всегда лучшее техническое решение самое выгодное?
Джанни Тоски: Ответ на этот вопрос – оценка твоего профессионализма. Product - Price - Place – Promotions Эдмунда Джерома Маккарти в 1960 году было дополнено еще тремя большими P Processes Physical - Evidence - People Partners.
Глобально речь идёт об обеспечении устойчивых моделей производства и потребления в качестве новой границы для корпоративной социальной ответственности, обеспечении устойчивых моделей производства и потребления. Это переход к новой ответственной экономике. Экономике со смелыми и долгосрочными согласованными решениями, то есть к модели круговой экономики.
proУХО: Ответственность перед сотрудниками – это тяжёлое бремя, это неизбежность, это миссия. Какой из вариантов Вам ближе и почему?
Джанни Тоски: У меня альтернативный ответ. Кодекс этики и поведения определяет и выражает принципы корпоративной этики, которые компания признает как свои собственные и которые должны вдохновлять сотрудников на соблюдение содержащихся в нем принципов. Это также способствует значительному повышению качества выполняемой работы и предоставляемых услуг. То есть, я говорю о взаимной ответственности работодателя и сотрудников.
proУХО: Если ответственность перед стратегическими партнёрами компании идёт вразрез с интересами заказчика, чью сторону нужно принять?
Джанни Тоски: Это существенно зависит от воли и последовательности руководства и от чувства ответственности компании в целом, со ссылкой на следующие принципы: «справедливость и равенство, прозрачность, честность, трудолюбие, беспристрастность, конфиденциальность».
Тема вторая. Общество.
proУХО: Почему российское производство не находит себе место на российском рынке и развивается очень тяжело? И кто в этом виноват?
Джанни Тоски: Россия является основным поставщиком энергоносителей в мире, хотя имеет промышленную базу и сырьевой сектор, который все еще относительно недостаточно развит. Италия, с другой стороны, не имеет сырья, но может похвастаться большим и диверсифицированным производством и агропромышленным сектором. «Сделано в Италии» - это настоящий Бренд. Почему так? Это вопрос комплексный – культурные факторы, социальные факторы, личностные факторы, психологические факторы и поведение государственной машины.
proУХО: Чем обусловлена аполитичность россиян – страхом, инфантильностью или удовлетворенностью нынешним положением?
Джанни Тоски: Доминирующую мысль на Западе можно более или менее внятно резюмировать следующим образом: коммунизм рухнул, победа демократии окончательна, и новое тысячелетие принесет мир и процветание. В Европе главным следствием политики стало предположение, что «история произвела нацию, которая извлекла урок из войны, поняла пользу мира и выбрала интеграцию и процветание». В Соединенных Штатах предположили, что «природа произвела рынок, который произвел демократию, которая произвела счастье».
Неспособность основной страны бывшего советского блока пойти по пути экономических, политических и социальных реформ, побудила Кремль провозгласить «политику вечности». «В то время, как неизбежность обещает лучшее будущее для всех, вечность ставит нацию в центр циклической истории о жертвах. Время больше не путь в будущее, а цикл, который бесконечно воспроизводит угрозы прошлого». («Страх и разум. Крах демократии в России, Европе и Америке» Тимоти Снайдер).
proУХО: Как часто власть или бизнес вынуждают Вас изменять своим принципам?
Джанни Тоски: Нет такой необходимости. На развитом европейском рынке предприниматели имеют возможность конкурировать в соответствие со своими навыками; потребители должны иметь возможность выбирать продукты и услуги, которые они считают лучшими и наиболее удобными, обеспечивая здоровую и эффективную конкуренцию. Вот и все принципы.
proУХО: Почему наше общество не принимает тех, кто отличается от него? Почему власть и большой бизнес не терпит белых ворон? Почему Рогозин ненавидит Илона Маска?
Джанни Тоски: Дело не в информации, а в пропаганде. Надеюсь, дальнейшая цепочка умозаключений понятна. Мы переживаем общую деградацию информации, к которой мы получаем доступ. Информация не является более ложной, чем раньше. Но эту ложь всё сложнее определить. Истинная цель такой политики – вызвать определенное отношение к достижению целей, ненацеленных на достижения благ для определённых кругов.
Тема третья. Персоны.
proУХО: Sound Corporation для Вас – это цель или средство для достижения других целей?
Джанни Тоски: Sound Corporation всегда была моей большой целью. Стремление к достижению цели, которая соответствует нашим личным ценностям, помогает нам в достижении и других высоких целей. Это привносит смысл в нашу жизнь и наполняет её чувствами.
proУХО: Кто из сотрудников (рядовых или руководителей) компаний-партнёров Sound Corporation служит для Вас примером? Причём не только примером бизнесмена, а интересной персоной?
Джанни Тоски: У каждого есть свой ориентир, который вдохновляет и на который он пытается быть похожим. Такие партнеры, как конкуренты, всегда являются эталонным примером.
proУХО: Какими уникальными особенностями должна обладать компания, чтобы вытеснить Вашу компанию с рынка?
Джанни Тоски: Быть транснациональной корпорацией с большими деньгами.
proУХО: В одной из пьес Джека Поплуэлла из уст работодателя звучит фраза: «Служащие делятся на две категории – одни не способны ни на что, другие способны на всё. Я предпочитаю вторых». А кого предпочитаете Вы?
Джанни Тоски: Человеческий капитал – это экономический капитал. Люди являются одними из самых важных ресурсов компании, и по этой причине их необходимо защищать и сохранять. Но прогресс всё-таки за решительными людьми. Главное – научиться их понимать.
proУХО: У Владимира Леви есть интересная мысль: «Типаж Колумба и Кортеса, Одиссея и Остапа Бендера — человек грандиозных планов и вдохновенных импровизаций». Как соотносится бизнес и авантюризм?
Джанни Тоски: Провокационная и оппортунистическая практика авантюризма, не основанная на точной стратегии или продуманном проекте, проявляется в основном в политике. На развитом современном рынке другие основы достижения успеха – честность и твердость моральных принципов. Н, к этому должен прийти и рынок, и бизнес, и общество.
Наверное, мне, как одному из сотрудников редакции proУХО, следовало бы завершить публикацию своими мыслями и выводами. Но я не стану этого делать. Просто нечего добавить.