Моя бабушка была очень славной: мы с ней дружили, я рассказывала все свои секреты. Она была лёгкой на подъём, очень красивой и самой счастливой на свете, ведь с дедушкой они жили душа в душу.
Всё ей удавалось, всё спорилось: если хотела сшить платье, то оно получалось лучше чем в самых модных домах Парижа и Лондона, борщ готовила круче чем Джеймс Оливер, сказки рассказывала так, что кот Баюн вместе с Оле-Лукойе позавидовали бы. Фигура у бабули всю жизнь точёная, внешность такая, что даже косметика не нужна, и так очередь из поклонников выстраивается. Дети сокровища, очень воспитанные. у мужа руки золотые, дом - полная чаша.
На работе очень быстро из молоденькой девчонки доросла до начальницы экономического отдела (не через постель, в 50-х это было не принято). Коллеги уважали, друзья всегда поддерживали, словом бабушке моей сказочно везло по жизни.
Казалось бы, что тут удивительного: просто ангелы-хранители сильные.
Чёрная полоса
На самом деле, мало кто знает, что до 25 лет бабушка прошла через множество испытаний: воевала на Великой Отечественной Войне, там же потеряла первого мужа и ребёнка, а после войны, когда ей едва исполнилось 23 года, ей пришлось одной растить двух оставшихся в живых дочек.
Голод в семье был ужасный: тогда-то бабушка и научилась в травках лекарственных разбираться. На обед щи из крапивы варила, на обед салат из ревеня, одуванчиков и щавеля, на ужин горстка ягод малины или яблоки. О мясе даже не мечтали, перебивались с макарон на картошку, да супчик луковый варили или пустые щи.
Работала на двух работах: утром экономистом, вечером полы мыла у начальницы своей. Денег получала копейки, но даже с них умудрялась откладывать на отдых на море - давно дочкам обещала показать дельфинов и виноградники.
Зелёное безумие на каблучке
И вот однажды, возвращаясь домой с работы, застыла, словно зачарованная возле витрины - там, сияя и переливаясь на солнышке, стояли фантастически красивые замшевые туфельки:
Глядя на них, бабуля замечталась: вот она, в красивом белоснежном платье кружится в танце с молодым красивым военным, вот идёт с ним под венец, а вот они с мужем сидят на крылечке собственного дома и смотрят на цветение вишневого сада, который вместе посадили десять лет назад. Видения были настолько реалистичны, что бабуля на минуту даже поверила, что она и в самом деле живёт той жизнью, в которой у неё полноценная семья, любимая работа и безграничное счастье.
И тут моя рациональная бабуля, которая всегда принимала все решения только после тщательного взвешивания и рассмотрения со всех сторон, совершила самый безумный поступок: она зашла домой, взяла отложенные деньги, зашла в магазин и примерила туфли:
Ой, они словно вас ждали, никому не подходили. Одним жали сильно, другим каблук высоким казался. А вот на вас как влитые сели. Брать будете?, - заливалась в восторженном стремлении продать туфли продавщица.
Туфли и в самом деле сели на ногу так, словно их изготовил самый лучший сапожник в мире специально для неё. Молча она протянула продавщице деньги, и вышла из магазина, прижимая коробку с туфлями к груди так бережно, словно там яйца Фаберже или хрустальная посуда.
Дома она обула эти туфли и вдруг ей непреодолимо захотелось танцевать, чего она не делала с довоенных времён. Она включила патефон, поставила пластинку и закружилась по всей комнате. Удивлённые дочки подбежали к ней и вся их семья слилась в одном радостном танце.
Длилось это минут десять, а потом бабуля вдруг почувствовала такую тоску по рано закончившейся молодости, так жалко ей стало себя, что села она и заплакала. А при взгляде на новые туфли ей аж выть захотелось: на что же они теперь жить будут? И ведь к морю малышек не отвезёт, как обещала. Эх, транжира она. С горя убрала туфли в коробку, да и запрятала подальше, на антресоли.
Пару месяцев после этой необдуманной покупки семья жила впроголодь: в столовой на работе сама пустой суп хлебала да краюхой хлеба заедала, а малышек кормила мясом, выловленным из супа, а на последние деньги им фрукты покупала. Сама же ела очень мало, зато и похудела на 10 килограмм - фигурка стала ещё точёнее, а талия всего 55 сантиметров стала, меньше, чем по мировым стандартам принято.
Белая полоса или счастливый случай
Прошла пара месяцев, и бабулю пригласили на свадьбу. Она надела своё лучшее платье и решила обуть эти туфли: зря что ли она их купила? А стоило ей только застегнуть ремешки на этом зелёном чуде, как с ней опять произошли какие-то непонятные изменения: она словно расцвела, щёчки порозовели, волосы словно сиять начали и даже в глубине души она почувствовала себя намного увереннее.
На свадьбе же она так лихо отплясывала, так пела песни, что в неё влюбились все мужчины поголовно. Да и как было не влюбиться в девчушку-хохотушку, которая кружилась в вальсе так, словно в неё сама Айседора Дункан вселилась?
Вдоволь натанцевавшись и устав от назойливых поклонников, она вышла в сад и тут услышала позади робкий голос:
Можно составить вам компанию?
Она обернулась и поняла, что влюбилась по самые ушки. Перед ней стоял высокий статный красавец с тёмно-карими, почти чёрными глазами, волосами цвета воронова крыла и застенчивой улыбкой на губах. Они проговорили всю ночь, а ещё через два месяца поженились.
С дочками её он сразу нашёл общий язык: он их баловал и всякие подарки приносил, а они в нём души не чаяли и с первого дня стали "папой" называть. Её же на руках носил, платья покупал ей самые лучшие, да драгоценности дарил.
Был он директором военного завода, и за месяц зарабатывал столько, сколько обычный человек за месяц не мог получить. Из коммунальной квартиры они переехали в его трёхкомнатную квартиру, обставленную роскошной мебелью, их холодильник ломился от вкусняшек, но самое главное было другое: первое, что сделал Василий после свадьбы - отвёз всё своё семейство на море. На целый месяц. Восторгу девчонок предела не было, а бабуля долго не могла поверить своему счастью: после стольких лет нищеты и невезения она смогла вытащить счастливый билет.
Изредка она косилась на зелёные туфли, подозревая их в том, что это они стали для неё "калошами счастья", исполнившими все её мечты. Но туфли ведь не могут рассказать, волшебные они или самые обычные, вот и лежали себе, в красивой коробочке, бережно убранной в самую глубину шкафа.
Дедушка же каждый раз, когда собирались гости, просил её обуть эти зелёные туфельки и каждый раз, стоило только ей застегнуть ремешок на них, она пускалась в пляс и так танцевала, что все разговоры за столом стихали и все смотрели только на неё, словно зачарованные. Эти туфли стали для неё талисманом, который она пронесла с собой через всю жизнь.
Недавно назад она умерла, и когда мы разбирали её вещи, то я открыла коробку с этими туфельками, примерила их и какая-то непреодолимая сила потянула меня в пляс. Вот только у меня уже есть большая семья и всё, о чём я мечтала. Поэтому я их сняла и бережно убрала в коробку.
Положу их на антресоли, а как старшая дочка подрастёт, подарю их ей: пускай с их помощью она найдёт своего принца и воплотит все свои мечты в реальность.