Психолог Наталья Аблизина указала на болевые точки школьной системы образования и воспитания учеников после трагедии в казанской школе.
Системе школьного образования и воспитания необходимо сделать три важных шага, чтобы мы перестали по телевизору смотреть и слушать о том, что очередной «стрелок» оставил в школе гору трупов. Именно так считает семейный психолог Наталья Аблизина.
Шаг первый
Необходимо в корне изменить понимание того, что такое «благополучная семья».
- В школе есть документ, который каждый учитель начальных классов заполняет всякий раз, когда набирает очередной первый класс. Не помню, как этот документ называется. Там есть раздел, посвященный быту. Оцениваются условия, в которых живет семья ученика и в которых ученик может учиться дома. Но ни в этом документе, ни в других документах школы нет никаких критериев или методик, с помощью которых оценивался бы морально-психологический климат в семье. Поэтому учитель микроклимат в семье и не оценивает, он вообще в эту сферу не вторгается. Он видит (чаще узнает от ученика), что дом - полная чаша, и пишет, что условия для занятий дома у ученика хорошие. Или очень хорошие. После чего семья считается благополучной, - говорит Аблизина.
Совсем нередко в таких благополучных семьях происходит следующее. Мама и папа много зарабатывают, а потому много работают. Они стремятся к материальному достатку и хотят, чтобы у их ребенка тоже был достаток. Родители щедро делятся с ребенком всем, что имеют, а вот уделять ему внимание, делиться душевной теплотой маме-папе некогда. Ребенок купается в достатке, но не ощущает к себе никакой любви, чувствует себя никому не нужным. В то же время у взрослеющего ребенка в голове все чаще возникает вопрос почему у него есть все то, чего нет у других детей? Казалось бы, ответ прост: потому что родители много работают и много зарабатывают. Но такой ответ в голову не приходит и приити не может.
Многие дети состоятельных родителей не видят, как их родители работают и потому не понимают, что такое «зарабатывать», - говорит Абилизина.
В качестве иллюстрации она приводит пример из реальной жизни. Педагог во время переменки в классе видит, как ученик 6-го класса перекладывает из кармана в карман несколько тысячных купюр.
- Ба, какие большие деньги тебе родители в школу дают! – удивляется педагог.
- Это не родители дали, это я заработал! - гордо отвечает ученик.
- В 12 лет уже зарабатываешь? Молодец! – еще больше удивляется педагог.
- Мама дала мне пять тысяч рублей, написала список продуктов и послала в магазин их купить. Я все купил, потратил полторы тысячи, у меня осталось три с половиной. Заработал! – рассказал ученик.
Он ищет ответ на вопрос: почему у него есть все то, чего нет у очень многих других детей? Или почему его родители «зарабатывают», а другие родители нет? Ответ сын состоятельных родителей находит. Он для таких детей типичный: «Я избранный».
Вам это никого не напоминает? 11 мая один «избранный» в маске с надписью «Бог» вошел в свою родную гимназию и убил там 9 человек. «Бог» тоже жил в достатке. Учился в престижной гимназии, на деньги родителей снимал квартиру и жил от них отдельно. Жил отдельно, потому что у него с родителями понимания не было, а был глубокий конфликт. Настолько глубокий, что родители об этом едва ли догадывались. Поэтому сын озлобился на весь мир, «осознал себя богом» и решил «убить много «биомусора». Конечно, это совсем не означает, что каждый, кто стал считать себя «избранным», будет убивать. Но все зависит от личности, от состояния здоровья и микроклимата в семье и в душе.
- Благополучная семья – это не та семья, где много материального достатка. Благополучная семья – это та семья, где много любви, уважения, заботы друг о друге. Вот это обязательно брать во внимание педагогам при оценке бытовых условий ученика у него дома. И заботиться о микроклимате в семьях учителя тоже должны, - обращает внимание Аблизина.
Шаг второй
Нужно радикально освободить учителей и школьных психологов от бумажной писанины. Львиную часть своего времени учителя и психологи составляют, пишут, заполняют (и все срочно!) массу отчетов, справок, бланков и тому подобного, что не приносит никакой пользы воспитательному и образовательному процессу в школе. Учитель занят не учениками и их семьями, а бумагами. А бумаги нужны не ученикам и их семьям, а чиновникам. Чиновники все это собирают у себя и, по всей видимости, анализируют, делают какие-то выводы, о чем-то кому-то докладывают. А в школах все остается по-прежнему.
- У школьных психологов чиновники начали требовать даже дневники индивидуальных наблюдений за учениками! – ошарашивает Аблизина.
Без разъяснений понятно, что индивидуальные наблюдения – это индивидуальные данные человека, ученика. Это тайна личной жизни, состояния здоровья, это откровения, с которыми ученик согласился поделиться только с психологом. Но чиновнику вынь да положь! Есть бумажка - есть работа и неважно, что в бумажке. Нет бумажки – нет работы и неважно, какие результаты своего труда психолог предъявит.
- Школьные коллеги рассказали, что они показывают дневники индивидуальных наблюдений и даже раскрывают их, но стараются делать так, чтобы чиновник ничего не прочитал, просто увидел, что страницы заполнены! – уже смеясь рассказала Аблизина.
Нужно сделать все и даже больше, чтобы школьные учителя и психологи занимались детьми, а не бумагами. Это второй шаг.
Шаг третий
По штатному расписанию положено иметь одного школьного психолога на 800 учеников. Если бы школа была заводом, а психолог организатором производства тогда такое можно было бы принять. Расставил людей по рабочим местам, раздал задания и процесс пошел. Но психолог должен помногу времени работать с тем или иным учеником индивидуально. И выбор у психолога невелик: либо работать в ускоренном темпе, либо работать лишь с избранными, с теми, на кого указывает педагог, завуч, директор. Так получается не работа с душами, а работа на показатели.
- Школьные психологи давно требуют, настаивают на том, что по нормам один психолог был на 300 человек. Хотя бы на 300 человек! Но этого никто не слышит, - говорит Аблизина.
Объяснить тот факт, что никто не хочет увеличивать количество психологов в школах можно. Это же придется пересматривать нормы, перекраивать штатное расписание, а главное – иначе распределять бюджет на образование. То есть больше платить психологам и педагогам, а не тем, кто требует с них отчеты и свято сохраняет сложившуюся систему школьного образования.