©, Оля Тихонова, 2022 Рубрикатор
Грустные записки организатора веселых праздников
Сейчас много пишут о проблемах «онижедети»-«яжемать» (собственно это разные стороны одной проблемы). Я – организатор и ведущая праздников для детей, и я вынуждена работать с этой проблемой ежедневно.
Праздник - это зона максимальной свободы ребенка, это лакмусовая бумажка, проявляющая его истинную сущность. В празднике снимаются внешние ограничения и остается только воспитание.
Безо всякой морали в нескольких постах рассказываю о детях, которые произвели на меня неизгладимое впечатление.
История одиннадцатая. Злой мальчик
Накануне праздника разговариваю с мамой именинницы, выясняю особенности детской группы и отдельных детей. Одного из гостей-детей мама описывает как чувствительного ранимого ребенка и просит быть с ним повнимательнее.
Просят посмотреть, значит надо посмотреть, и я наблюдаю в рамках программы.
Ни чувствительности, ни ранимости не замечаю. Наоборот, пакостливый ребёнок! Всю дорогу норовит кого-то задеть исподтишка, а «пойманный за руку» уходит обижаться в угол. Недолго. Ему шесть, и он хочет играть вместе с нами.
За столом задевает по неосторожности стакан с морсом. Стакан переворачивается, содержимое выливается на сидящую рядом девочку. Девочка пугается, расстраивается, плачет.
Реакция мальчика: лицо его перекашивается в страшной (противной до безобразия) гримасе, он начинает громко орать, с усилием давя слезу. Кричит громче потерпевшей, трясётся (понимать буквально – трясётся): «Это не я! Я не виноват!». В такое состояние (автоматически отмечаю про себя) он вошёл очень быстро, с задержкой минимум в пару секунд после падения стакана.
Никто не собирается его ругать. Случайность... с кем не бывает... вертлявый ребёнок... праздник...
Пока взрослые пытаются спасти платье девочки, вытирают ей слёзы, я продолжаю наблюдать за «объектом».
Как только он понял, что ругать его не будут, крики и гримасы в секунду отключаются (словно повернули выключатель). Мальчик разворачивается и абсолютно радостный идет пинать шарики. Насквозь мокрая девочка продолжает плакать, но он на неё – ноль внимания. Он не испытывает ни сострадания, ни раскаяния.
Как можно настолько ошибаться в детях?!
Вы же видите этого ребенка регулярно! Я наблюдаю мгновение, но мне очевидно: чёрствый, подлый, трусливый, напрочь отсутствует эмпатия...
Для понимания причин (как такая личность сформировалась?) можно поговорить с родителями минут пятнадцать. Это если у меня возникнет педагогический интерес. Но интерес не возникает. Я вижу подобное «каждый день через день» и перечень причин мне давно известен. Какая-то из списка да подойдёт.
Для работы с этим ребёнком на празднике мне достаточно видеть последствия. Причины же важны тогда, когда надо «починить». Но «чинить» его я не планирую.
Проходит год
Мы празднуем в той же компании. Дети стали старше. Злой мальчик тоже стал старше на год, теперь ему семь, и он ухудшился.
Весь праздник ведёт себя так, словно это его праздник, именинницу не видит в упор. Между «стимул-реакция» уже практически нет зазора. Реакция на любой контакт с другими детьми крайне агрессивная: мгновенно срывается в «кулачный бой». Это уже психопатия. Он опасен для окружающих.
После праздника «инструктирую» маму именинницы (дети идут в один класс): объясните дочери, что она должна держаться от этого мальчика максимально далеко. Описываю круг проблем, которые возникнут с мальчиком в школе, называю конкретные поступки, которые (скорее всего) он совершит.
Проходит ещё год
Мама именинницы звонит заказать очередной праздник, но начинает со слов: «Ольга, вы не представляете! Всё, о чём вы мне говорили про этого мальчика, абсолютно всё, сбылось! Всё, что вы предположили! Вы не представляете...».
Но Я ПРЕДСТАВЛЯЮ, и Я НЕ ПРЕДПОЛАГАЛА. Я ТОЧНО ЗНАЛА.
Физика – её я не знаю, электричество – в нём я не разбираюсь. Моя область знания – люди, специализация – дети.
«Злой мальчик» – опасный экземпляр моей мысленной коллекции под названием "ОНИЖЕДЕТИ".
Ссылки на все статьи этой серии
Первая история "девочка г...но"
Вторая и третья истории "мальчик-шезлонг" и "мальчик-зонт"
Четвертая история "Ванюша"
Пятая история "дети-обиженки"
Шестая история "мертвый мальчик"
Седьмая история "дети-статисты"
Восьмая история "девочка-пробничек"
Девятая история "мальчик-умнее-всяких-книг" (часть 1)
Десятая история "мальчик-умнее-всяких-книг" (часть 2)
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора. Рубрикатор (перечень всех статей канала, разбитых по темам)