Найти тему
Книжные тропинки

Все книги серии «Дневники Киллербота» Марты Уэллс по порядку чтения

Оглавление

Повесть «Отказ всех систем» привлекла моё внимание сразу, как только появилась на российском книжном рынке. Однако к этому моменту уже было известно и то, что Марта Уэллс работает над продолжением «Дневников Киллербота». Потому решила не спешить, не люблю коллекционировать незаконченные циклы. Прошло пять лет и я, растеряв остатки своего хвалёного терпения, погрузилась-таки в истории об автостраже. Побудила меня к этому целая россыпь престижных премий, которые успели получить «Дневники Киллербота» в жанре фантастики, включая три главных: «Локус», «Небьюла» и «Хьюго». Не знаю, чем именно руководствовались члены жюри, но данное обстоятельство сильно подпортило циклу репутацию. Беря в руки трёхкратного литературного финалиста, читатель (по крайней мере наш точно) ожидает получить или что-то монументальное с точки зрения сеттинга — уровня Джона Скальци и Джина Вульфа, или глубоко-философское вроде Айзека Азимова и Рэя Брэдбери. «Дневники Киллербота» Марты Уэллс — совершенно другого плана и отсюда разочарования. Потому я считаю необходимым сперва разъяснить особенности его жанровой структуры, а уже потом перейду к описанию книг и порядку их чтения.

Цикл американской писательницы Марты Уэллс «Дневники Киллербота» (англ. «The Murderbot Diaries»); книга №1 «Импульсивное поведение» (2019), книга №2 «Отказ всех систем» (2017), книга №3 «Искусственное состояние» (2018), книга №4 «Нестандартный протокол» (2018), книга №5 «Стратегия отхода» (2018), книга №6 «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория» (2020), книга №7 «Телеметрия беглецов» (2021), книга №8 «Сетевой эффект» (2020), книга №9 «Коллапс системы» (2023); жанры — космическая фантастика (космическая опера), научная фантастика (киберпанк), социальная фантастика, фантастический боевик, фантастический детектив; страна —США. Возрастное ограничение — с 16 лет.
Цикл американской писательницы Марты Уэллс «Дневники Киллербота» (англ. «The Murderbot Diaries»); книга №1 «Импульсивное поведение» (2019), книга №2 «Отказ всех систем» (2017), книга №3 «Искусственное состояние» (2018), книга №4 «Нестандартный протокол» (2018), книга №5 «Стратегия отхода» (2018), книга №6 «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория» (2020), книга №7 «Телеметрия беглецов» (2021), книга №8 «Сетевой эффект» (2020), книга №9 «Коллапс системы» (2023); жанры — космическая фантастика (космическая опера), научная фантастика (киберпанк), социальная фантастика, фантастический боевик, фантастический детектив; страна —США. Возрастное ограничение — с 16 лет.

Жанровая структура и композиция цикла «Дневники Киллербота» Марты Уэллс

Увидеть в качестве автора космической оперы женщину — очень необычно и со стороны мужской аудитории может появиться вполне оправданный скепсис относительно матчасти. Марта Уэллс по этому поводу в одном из интервью сказала следующее:

«Я почти не исследовала, как действует реальный ИИ. Практически весь мой опыт — из времён после окончания колледжа, когда я работала программистом и системным администратором» [примечание: в 90-х и начале 2000-х годов].

Серьёзных морально-этических и философских размышлений из области искусственного интеллекта в «Дневниках Киллербота» нет. Потому, если вы фанат «Я, робот» Айзека Азимова и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика, то должна сразу огорчить — с космической оперой Марты Уэллс их объединяет только наличие вышеуказанных творений инженерной мысли. Единственный нравственный посыл, присутствующий в книгах цикла, заключается в том, что все равны и имеют право на достойную жизнь. Для реализации данного постулата Марта Уэллс обращается к редкому в наше время поджанру социальной фантастикиутопии, создав Альянс «Сохранение» — своеобразную Мекку свободы, где всё критически необходимое (от еды и одежды до медицины и образования) граждане получают бесплатно.

Арт к повести «Отказ всех систем» Марты Уэллс.
Арт к повести «Отказ всех систем» Марты Уэллс.

Жанр научной фантастики в цикле имеет ярко выраженную пародийную форму, в которой можно увидеть отсылки к известным культовым сериалам («Звёздный путь», «Орвилл», «Пацаны», «Супермен»): в одних сценах автор упрощает технологии до примитивизма, порой шутливо гиперболизирует их или обыгрывает, а в ряде случаев даже балуется чёрным юмором на грани треша. Так, в романе «Сетевой эффект» межгалактический корабль получает дополнительную скорость благодаря инопланетному компосту, наложенному на двигатель.

Естественно, не обошлось и без влияния «Звёздных войн». Именно благодаря этой франшизе, а точнее злодейскому персонажу дроиду НК-47, обязан своим появлением Киллербот. Потому у них есть кое-что общее — они не любят человечество, правда, по-разному: автостражу, например, вполне достаточно, если люди держатся от него подальше, а вот слово «хозяин» их бесит одинаково.

Детективные линии, напротив, имеют серьёзный и даже актуальный нарратив. В большинстве своём они сосредоточены на борьбе с корпорациями, которые осваивают новые планеты методами колонизаторства и рабства, а это неизбежно влечёт за собой человеческие жертвы и глобальные катастрофы. Автор детально показывает всё уродство капиталистического мироустройства, которое, по сути, является единственным настоящим монстром в космосе.

Расследования Киллербота изобилуют взрывами, перестрелками, погонями, вирусными атаками и полётами на космических кораблях. Потому любители жанра фантастического боевика также получат большое удовольствие от историй про автостража.

Наконец, последнее, о чём стоит здесь сказать, композиционная структура цикла «Дневники Киллербота». Он подобен вертикальному сериалу, где у каждой серии отдельный законченный сюжет. Тем не менее, соблюдать порядок чтения следует строго. Дело в том, что главный герой, попадая в очередную передрягу, обязательно обзаводится друзьями и врагами, с которыми спустя какое-то время снова пересекается. Потому без жёсткой хронологии не обойтись.

Арт к повести «Телеметрия беглецов» Марты Уэллс.
Арт к повести «Телеметрия беглецов» Марты Уэллс.

В настоящее время в цикле «Дневники Киллербота» вышло десять произведений. В порядке написания он выглядит следующим образом:

  • 2017 – Повесть «All Systems Red» («Отказ всех систем»)
  • 2018 – Повесть «Artificial Condition» («Искусственное состояние»)
  • 2018 – Повесть «Rogue Protocol» («Нестандартный протокол»)
  • 2018 – Повесть «Exit Strategy» («Стратегия отхода»)
  • 2019 – Рассказ «The Future of Work: Compulsory» («Импульсивное поведение»)
  • 2020 – Микрорассказ «Feelings: REDACTED» («Чувства: ЗАСЕКРЕЧЕНО»)
  • 2020 – Роман «Network Effect» («Сетевой эффект»)
  • 2020 – Рассказ «Home: Habitat, Range, Niche, Territory» («Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория»)
  • 2021 – Повесть «Fugitive Telemetry» («Телеметрия беглецов»)
  • 2023 – Роман «System Collapse» («Коллапс системы»)

Также известно, что Марта Уэллс подписала договор с издательством ещё на три истории о Киллерботе, а учитывая структуру цикла, она сможет его продолжать сколь угодно долго.

Арт к повести «Стратегия отхода» Марты Уэллс.
Арт к повести «Стратегия отхода» Марты Уэллс.

Описание мира в цикле «Дневники Киллербота» Марты Уэллс

Действие «Дневников Киллербота» развивается в далёком будущем, когда человечество давно шагнуло за пределы Солнечной системы, и теперь активно осваивает просторы своей новой Ойкумены.

В описываемом Мартой Уэллс мире существуют два типа политических систем: под управлением корпораций либо — некорпоративных политических объединений. Самыми крупными и значимыми представителями первой группы систем являются Корпоративные Конфедерации, которые обладают эксклюзивным правом на планеты, чья биосфера сформировалась в ходе естественной эволюции. Все вместе корпорации образуют территорию, окружённую Корпоративным кольцом — своеобразной границей с массой пересадочных станций и транспортных зон по типу метрополитена. Любые политические системы второй группы, даже если они находятся внутри Корпоративного кольца, могут обладать лишь планетами класса фригольдеров, полученных в результате терраформирования.

Исследовательская работа в космосе сосредоточена исключительно в руках корпораций. Согласно установленным правилам, каждая экспедиция должна получить разрешение от одной из подобных структур на свою деятельность. Кроме того, учёных и георазведчиков в обязательном порядке должны сопровождать предоставленные страховыми компаниями автостражи, обеспечивающие безопасность клиентов и слежку за ними (второй пункт, естественно, в договорах никогда не упоминается).

Арт к рассказу «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория» Марты Уэллс.
Арт к рассказу «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория» Марты Уэллс.

Автостражиэто особый вид конструктов-андроидов (полуботов-полулюдей). Частично они состоят из искусственных компонентов (электроника, скелет и встроенное в него оружие), частично из живой биологической ткани, созданной путём клонирования. Именно к этому классу андроидов принадлежит главный герой серииКиллербот, однажды взломавший свой модуль контроля. После этого он вполне мог бы стать бездушной машиной для убийства, но, неожиданно получив доступ к развлекательным каналам, увлёкся просмотром сериалов, чтением книг и прослушиванием музыки. Логика его решения базировалась на том, что если человечество ликвидировать, медиа тоже исчезнет. Потому Киллербот предпочёл довольствоваться относительной свободой в рамках профессиональных обязанностей автостража-охранника.

Несколько слов следует также сказать о социальном устройстве. В «Дневниках Киллербота» царит абсолютная полигамия, отчего возникает ощущение, что моногамная ориентация у людей в будущем отмерла как рудимент. Здесь имеют место самые разные формы браков и гендеров. Однако у меня возникло ощущение, что Марта Уэллс не ставила перед собой цель эксплуатации модной нынче темы. Подобный ход она использовала, чтобы ярче показать контраст между рабством конструктов и свободой, которой пользуются люди. Доказательством такому выводу служит простой факт: на протяжении всего цикла Марта Уэллс не углубляется в подробности отношений между людьми, а всегда ограничивается лишь обозначением их статуса (кто кому приходится брачным партнёром). Всё! Для полноценного раскрытия темы человеческих гендеров этого маловато. А вот зарубежные критики явно обрадовались пусть даже такому лайтовому отражению в цикле актуальной повестки, чем отчасти, я полагаю, и объясняется обилие книжных премий.

Арт к роману «Сетевой эффект» Марты Уэллс.
Арт к роману «Сетевой эффект» Марты Уэллс.

Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Дневники Киллербота» Марты Уэллс

Порядок чтения книг в цикле «Дневники Киллербота» отличается от порядка их написания и последовательности выхода в России. В данном разделе я привожу нумерацию по хронологии событий!

Рассказы «Импульсивное поведение», «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория» и «Чувства: ЗАСЕКРЕЧЕНО» на русском языке опубликованы в омнибусе «Коллапс системы» вместе с одноимённым романом (в конце).

«Чувства: ЗАСЕКРЕЧЕНО» — обозначен в омнибусе как микрорассказ, но по сути это очень короткое шуточное интервью от лица Киллербота и ГИКа, которое они дают читателям цикла. Написано автором с маркетинговой целью в качестве своеобразного анонса к роману «Сетевой эффект» и не несёт в себе дополнительной информации, кроме той, что и так известна по предыдущим частям цикла, потому в список данного раздела я его не включила. Если же есть желание его прочитать, то логично сделать это перед романом «Сетевой эффект».

Книга (рассказ) №1 «Импульсивное поведение»

Нехитрая работа автостража на горнорудном карьере «Ганака» подразумевала под собой выполнение трёх правил: 1) не позволять рабочим красть имущество, включая даже такую мелочь, как одноразовые салфетки из столовой; 2) не допускать рабочими убийства своего руководства, какой бы заманчивой ни была перспектива; и 3) не разрешать рабочим совершать действия, которые могут снизить производительность труда. Однако на шахте, где нёс службу Киллербот, угроза бунта нынешней команды горняков составляла 53% до окончания действия их контрактов. Очередную глупейшую потасовку они устроили на сорок четвёртой серии «Рассвет и гибель лунного заповедника», которую тайно просматривал автостраж. В результате работница по имени Секаи упала с платформы на временно остановившиеся лопасти экстрактора, и чтобы спустя девяносто секунд та не превратилась в обугленный комок плоти, Киллербот решает действовать в обход системы жилмодуля.

Книга (повесть) №2 «Отказ всех систем»

Вместе с экспедицией Альянса «Сохранение», которая купила опцион на добычу полезных ископаемых, Киллербот отправляется на недавно открытую планету. Его работа оказалась настолько скучной, что автостражу даже пришла каверзная мысль понизить приоритет оповещений системы безопасности, дабы та не отследила очередной скаченный им пакет сериалов. Но именно в этот момент нутро кратера, где учёные брали образцы грунта, разверзлось, и из образовавшегося каменного туннеля на людей кинулась неизвестная тварь. Плюнув на истеричные приказы, доносившиеся по связи, Киллербот ринулся на непрошенного гостя, после чего всем стало известно, что он не подчиняется своему модулю контроля. Пока его наниматели пребывали в «лёгком» шоке от такого сюрприза, всплыли на поверхность ещё два неприятных момента: кто-то удалил часть информации о флоре и фауне планеты из базы данных корабля, и пропала связь со второй исследовательской группой «Дельта». Учитывая степень рисков, Киллербот берёт на себя операцию по спасению людей, параллельно выясняя причины инцидента: это сбой системы или диверсия?

Книга (повесть) №3 «Искусственное состояние»

Айда Мензах — глава Альянса «Сохранение» в благодарность за спасение их исследовательской группы выкупила контракт Киллербота и стала его опекуном. Мелкая юридическая деталь, которая ни к чему его не обязывала и не накладывала ограничений. Однако автостраж не испытал радости по этому поводу. Айда Мензах ему доверяла, а вот он себе — нет, потому что в его послужном списке имелась запись об убийстве пятидесяти семи человек. Произошёл инцидент четыре года назад. После последовавшей принудительной чистки Киллербот сумел вытащить из блока памяти несколько осколков файлов-воспоминаний. Судя по ним — его дешёвый модуль контроля вышел из строя, и он устроил бойню. Не желая выбрасывать на свалку ценное «оборудование», компания установила ему новый модуль. Но функционировал тот недолго: автостраж взломал его, чтобы навсегда избавиться от угрозы случайной поломки. Но так ли было на самом деле? Киллербот сбегает от Айды Мензах и, объединившись со случайным попутчиком — ГИКом (Гнусным Исследовательским Кораблём), отправляется на горнорудную станцию «РавиХирал-Кью», чтобы узнать правду о себе.

Книга (повесть) №4 «Нестандартный протокол»

Желая сгладить вину за побег, Киллербот решает удалённо помочь своей опекунше в расследовании тёмных делишек корпорации «СерКриз». Помимо ранее устроенной диверсии, когда исследовательская группа Альянса «Сохранение» чуть не погибла всем составом, за ней также ныне числится неудачный проект терраформирования планеты Майлу. Вполне вероятно, что «СерКриз» и там занималась противозаконной деятельностью. Со временем последствия их «трудов» исчезли бы благодаря движению тектонических плит и влиянию осадков, но теперь проект оказался перекуплен компанией «ГуднайтЛэндер Инк». В этой ситуации «СерКриз» может захотеть вмешаться в работу нового владельца, дабы в ускоренном режиме замести следы. Потому Киллербот летит на Майлу и заводит там профессиональную «дружбу» с наивным до чёртиков ручным ботом Мики, сопровождающим команду от «ГуднайтЛэндер Инк», которая в настоящее время проводит оценку состояния геомодуля планеты.

Книга (повесть) №5 «Стратегия отхода»

Вернувшись в Порт свободной торговли «Хэв-Раттон», где автостраж расстался с членами группы Альянса «Сохранение», Киллербот вдруг обнаруживает, что на него ведётся охота с привлечением спецназа и боевых автостражей. Он погружается в новостную ленту и быстро восстанавливает сводку последних событий. Корпорация «СерКриз», в попытке спасти свою шкуру, обвинила Айду Мензах в промышленном шпионаже, после чего та бесследно исчезла. Вернее, она вылетела на станцию «Тран-Роллин-Хайфа», где находится штаб-квартира «СерКриз» для участия в судебном процессе, а дальше информация о ней просто теряется. Никто в своём уме и добром здравии не отправится на вражескую территорию без серьёзной охраны и штата адвокатов. Потому налицо похищение. Киллербот берёт курс на станцию «Тран-Роллин-Хайфа» и скоро в подтверждении своей догадки узнаёт, что туда же направляются другие представители Альянса «Сохранение» — его старые знакомые: Пин-Ли, Ратти и Гуратин.

Книга (рассказ) №6 «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория»)

Единственная часть цикла, написанная не от лица главного героя — Киллербота, а Айды Мензах.

После перенесённого плена в корпорации «СерКриз», когда с ней в течение нескольких часов обращались как с вещью, Айда Мензах гораздо лучше начала понимать чувства Киллербота. Он — продукт корпоративного надзорного капитализма, в рамках которого подобные ему не имеют права даже на собственное имя. А если быть честной до конца, то и на территории Альянса «Сохранение» конструкты ограничены волей своего опекуна, пусть это всего лишь и юридическая формальность. Потому Айда Мензах, будучи главой Планетарного Совета, даёт указание вписать Киллербота в базу данных их Альянса как дополненного человека-беженца. Но подобная ложь — это только половина проблемы. Вторая заключается в том, что автостражу не нравятся планеты, где «постоянно дрянная погода, вечно кто-то пытается сожрать людей, и с них трудно сбежать». Сможет ли она сделать свой дом и его домом?

Книга (повесть) №7«Телеметрия беглецов»

Выбрав из двух зол меньшее, автостраж в итоге поселился не на планете, а на орбитальной станции Альянса «Сохранение», где он сразу почувствовал себя комфортно. Обслуживали её в основном боты разных конфигураций, и значит, в случае какой-нибудь заварушки будет проще действовать. Однако станция представляла собой такое идеалистическое место, что очень скоро ему наскучили даже любимые сериалы! Модуль оценки угроз стабильно держался на жалких семи процентах — ниже только в необитаемых мирах! Собственно, по этой причине, когда среди бела дня в Главной торговой галерее был найден мертвец, появление ЧС-протокола в работе службы безопасности стало таким же громким событием, как и само убийство. А ещё — дополнительным поводом и дальше косо смотреть на Киллербота. Айде Мензах всё же пришлось открыть правду Планетарному Совету «Сохранения» о том, что он — беглый автостраж, и при всей толерантности местных жителей — такое соседство многим не понравилось. Чтобы разрушить стену недоверия, Мензах предлагает старшему офицеру Индах включить Киллербота в оперативную группу для помощи в расследовании.

Книга (роман) №8 «Сетевой эффект»

Вместе с Аменой — дочерью Айды Мензах, Киллербот отправляется в очередную экспедицию по сбору геологических образцов. Все члены исследовательской группы выполняли свою работу на приемлемом уровне безопасности, а вероятность мятежа была столь низкой, что в оценочном модуле автостража появились отрицательные величины. Потому Киллербот с чистой совестью пересматривал «Рассвет и гибель лунного заповедника», как вдруг на сто тридцать седьмой серии шаттл Альянса «Сохранение» атаковал вражеский корабль и за несколько минут затянул в червоточину! Но настоящее потрясение его ожидало на борту чужака. Им оказался ГИК! Вот только гнусного бота-пилота в корпусе учебно-исследовательского корабля «Перигелий» уже не было! Осталась лишь пустая оболочка, захваченная серыми мутантами и их аномальной сетью. А теперь они вдобавок держали в заложниках его людей! В такой ситуации план действий Киллербота сразу свёлся к трём простым пунктам: спасти свою команду, уничтожить врагов и попытаться вернуть ГИКа. А когда всё закончится, нужно будет разобраться в том, что же он чувствует в связи со всем этим бардаком.

Книга (роман) №9 «Коллапс системы»

Роман «Коллапс системы» является прямым продолжением романа «Сетевой эффект». По сути, они представляют собой дилогию внутри цикла, а потому лучше не делать между ними большого перерыва.

Крошечная планета, из-за которой ГИК чуть не отправился в информационное забвение, а его команда — на более удалённые небеса, дважды была успешно потеряна в недрах баз данных человечества. Впервые её открыли и заселили ещё до возникновения Корпоративного кольца, но о первых поселенцах сведения не сохранились. Вторую колонию корпоративной эры основала исследовательская компания «Адамантин», провела частичное терраформирование планеты и обанкротилась. После поглощения «Адамантин» корпорацией «Бэриш-Эстранза» та направила экспедицию для осмотра колонии и предъявления на неё своих прав. Однако потомки колонистов оказались заражены инопланетным реликтом и за тридцать семь лет обособленного существования подверглись серьёзной мутации. Несмотря на запрет использования чужеродных останков и угрозу распространения эпидемии, «Бэриш-Эстранза» сумела бы и в этом случае извлечь выгоду, но теперь на их пути встали Пансистемный университет Михиры и Нью-Тайдленда в лице ГИКа и его команды, а также Альянс «Сохранение» вместе с Киллерботом.

Достоинства и недостатки цикла «Дневники Киллербота» Марты Уэллс

Достоинства цикла

1. Харизматичный главный герой-интроверт с чрезмерной подозрительностью и потрясающим чувством юмора, готовый всегда прийти людям на помощь, даже если они вызывают у него исключительно мизантропические чувства:

«Бывали у меня клиенты, требовавшие абсурдного уровня охраны. Причём абсурдного даже по моим стандартам, а ведь меня программировала компания, славящаяся паранойей и ксенофобией, которые ограничивает только бесконечная жадность. Бывали у меня и клиенты, считающие, что им и вовсе не нужна охрана, — ровно до того момента, пока их не сожрёт какая-нибудь тварь. Хотя это по большей части метафора. У меня высокий процент несъеденных клиентов».

2. Сюжетная арка становления главного героя, являющегося искусственным интеллектом. Постепенно автостраж начинает испытывать непонятные ему эмоции, борется с ними, но в итоге всё же принимает, становится человечнее и уязвимее. Против воли обзаводится верными друзьями, среди которых также оказываются подобные ему конструкты и боты. Под влиянием людей те учатся взаимопомощи и состраданию. Особое удовольствие доставляет следить за развитием дружбы между Киллерботом и Перигелием (Гнусным Исследовательским Кораблём), которые то и дело оказываются под прицелом двусмысленных саркастических шуточек людей:

« — Обязательно называть это отношениями?
— Тебе же не нравится слово «дружба». Так что же ещё остаётся?
Понятия не имею. Я наскоро поискал в архивах и вытащил первый попавшийся результат:
— Взаимопомощь в администрировании».

Недостатки цикла

1. Слабо проработанный сеттинг. Марта Уэллс старательно обходит любые технические детали и в некоторых эпизодах сильно чувствуется их недостаток. Многие планеты не имеют названия или хотя бы номерного значения. Злобные инопланетные монстры если и появляются на периферии истории, то всегда напоминают сильно увеличенных в размерах представителей земной фауны.

2. Отсутствие глобальной сюжетной линии и камерность происходящего в каждой отдельной книге. Киллербот всегда действует в рамках событийной арки с небольшой временной траекторией: захват корабля, спуск на планету или бегство с неё, спасение заложников, расследование преступления в ограниченном пространстве. Это позволяет за одну отдельно взятую историю сменить пару-тройку локаций, расположенных близко друг к другу. Кроме того, все места, где оказывается в итоге главный герой, так и остаются разрозненными точками, не объединёнными в единую карту.

3. Персонажи-люди нарисованы грубыми мазками, схематичны даже те, кто находится в близком окружении Киллербота.

Рекомендации к чтению

Цикл «Дневники Киллербота» Марты Уэллс — это классический образец лёгкой, развлекательной литературы. В нём нет громоздких политических интриг, философских глубин, эпичности, любовных линий и драм на разрыв души. Зато много динамики, экшена, роботов и ироничных шуток. Если такое любите — рекомендую!

Оценка: 4/5

Дзен | Телеграм | ВКонтакте | Поддержать канал