Найти тему
Рынок АПК

Ложки дётгя в цифровом меду

Россия – один из безусловных мировых лидеров в области развития и глубины использования интернета и цифровой инфраструктуры. Процесс внедрения цифровых инструментов идёт быстрыми темпами и в госсекторе, и в бизнесе, и в частной жизни граждан. При этом скорость этого процесса в корпоративном секторе отличается в зависимости от отрасли и даже от размеров конкретной компании.

Как обстоят дела с цифровизацией в сельском хозяйстве? С одной стороны, АПК – именно та отрасль, которой трудно конкурировать с другими из-за различий условий ведения бизнеса в разных природно-климатических зонах и большей непредсказуемости финансово-экономических результатов производства. Этими различиями обусловливается проблематичность введения единого алгоритма цифровизации в хозяйствах разного местоположения, типа и размера. Очевидно, что внедрять цифровые инструменты проще крупным и богатым агрохолдингам, а не небольшим фермерским хозяйствам. Из-за этого разрыв в уровне эффективности, а значит и прибыльности хозяйств растёт, и в перспективе это может привести к постепенному вытеснению агрохолдингами фермеров с рынка и сосредоточению земли в руках немногих пользователей. Концентрация капитала в результате неравномерности цифровизации – вообще очень важная, но, возможно, не до конца отрефлексированная проблема, бороться с которой должно государство.

Тем не менее, некоторые цифровые инструменты широко используются и небольшими хозяйствами: автоматизация бухгалтерского учёта, GPS-трекеры для транспорта и техники, автоматизация весового и измерительного оборудования, контроль расхода топлива и т.д. Эти инструменты направлены, в основном, на оптимизацию бизнес-процессов внутри хозяйств и усовершенствование методов контроля. Это, конечно, тоже экономит издержки и повышает рентабельность бизнеса, но всё же главный акцент в цифровизации сельского хозяйства нужно сделать на другом – на повышении эффективности (производительности) сельхозпроизводства. Здесь требуются такие инструменты, как дифференцированное внесение удобрений, телеметрия, точный высев, автоматизированные системы учёта состояния культур (фитомониторинг), беспилотный транспорт, большие данные и искусственный интеллект и т.д. В каждом из этих направлений России есть чем похвастать – чего стоят только успехи в разработке беспилотных комбайнов. Но внедрение этих инструментов пока, увы, неравномерно.

Государство, конечно, пытается стимулировать процесс цифровизации. Например, с конца прошлого года действует приказ Минсельхоза о выдаче льготных кредитов – от 1 до 5% – именно для внедрения современных цифровых инструментов: оснащение техники системами автоматического вождения и точного высева, закупка геодезического оборудования и др. Но есть с государством одна проблема – оно очень увлеклось цифровым контролем бизнеса. Речь о многочисленных маркировках и других инструментах увеличения прозрачности бизнес-процессов для государства. Характерно, например, что одна из допустимых целей льготных кредитов – внедрение оборудования для маркировки. Да, это повысит глубину цифровизации бизнеса, только вот его эффективности не поможет никак. Ты не просто тратишь время и ресурсы на установку нужного только государству контроля, так ещё и остаёшься должен за него банку. Хороша эффективность!

Поэтому хотелось бы, чтобы в процессе стимулирования цифровизации государство больше ориентировалось на помощь бизнесу, а не на контроль над каждой его финансовой операцией и каждым этапом производственного процесса. И тогда бы наше сельское хозяйство точно стало бы самым передовым в мире.

Автор: Константин Смолий

Ознакомиться с содержанием апрельского номера журнала «Рынок АПК», изучить новые предложения наших партнёров и, конечно, почитать статьи, можно здесь: https://rynok-apk.ru/web-magazine-apk/web-magazine/04-2021/

Вот несколько интересных статей:

Как волгоградский предприниматель стал животноводом

Что делать с отходами животноводства

Рейтинг кур мясных пород: обзор и особенности

Тандемные дисковые бороны: теория и практика

Масличные показывают рекорды по марже