Вторая книга трилогии не случайно названа "Страх". Это, наверное, самая драматичная часть трилогии "Дети Арбата". По признанию Анатолия Рыбакова, в "Страхе" "использован ряд приведенных в письмах сведений, эпизодов, а иногда и судеб".
Действие книги происходит в 1935 - 1937 годах.
После убийства Кирова в Ленинграде власть очищает страну от сомнительных, неблагонадежных элементов и врагов народа. В январе 1935 года выходит "Постановление о терроре". Теперь следствие длится не более десяти дней, дела могут слушаться без участия сторон, смертельный приговор приводится в исполнение сразу после оглашения. Дело об "очистке" поставлено на конвейер.
Страну охватывает ужас. Страх докатывается и до деревни Мозгова, где отбывает ссылку Панкратов. Тем не менее, жизнь в Москве продолжается: Варя заботится о Софье Александровне, матери Панкратова, рабочие строят метро, чиновники рапортуют Сталину о победах, летчики совершают перелет через Северный полюс в Америку, полярники "Челюскина" дрейфуют на льдине.
Наступает 1937 год - апофеоз Страха. Люди отдаляются друг от друга и замыкаются в себе, рушатся человеческие судьбы. Страх делает людей палачами. Неизмеримая, нескончаемая цепь страха: от Сталина - вниз, к людям, находящимся у подножия власти.
Саша Панкратов на несколько коротких часов нелегально попадает в столицу, а затем, следуя совету матери и разминувшись с Варей, уезжает в Калинин, постоянно ощущая за спиной дыхание чудовищной машины уничтожения.
Книга читалась довольно тяжело. Автор настолько реалистично прописал атмосферу безконтрольного и буквально ломающего страха, что просто невозможно было остаться равнодушной.
По ходу всего повествования не раз меня пробирала дрожь, потому что очень сложно даже представить как люди выживали в эпоху повального террора, когда полностью подавлялась индивидуальность, а людей сбивали в "стадо" и заставляли думать и жить по шаблону. А если кто-то вдруг решался выбиться из общей массы, то судьба его предрешалась в тот же момент и в лучшем случае все заканчивалось ссылкой, а в худшем - в эту мясорубку попадали все мало-мальски близкие люди "виноватого". И никто, ни один человек в огромном государстве не мог быть уверенным в завтрашнем дне вне зависимости от его образа жизни и занимаемой должности, потому что вчерашний дворник или чиновник в следующий момент мог стать пособником контрреволюционеров или иностранным шпионом. Но самое страшное, что люди просто теряли все свои человеческие качества и превращались в животных, обладающих одним-единственным инстинктом - инстинктом выживания, и ради собственного спасения предавали друзей, родственников, соседей и просто случайных знакомых.
Вообще мне довольно сложно понять смысл и целесообразность подобной политики, когда тысячами истреблялись умные и образованные люди, способные послужить "высокой идее". Автор попытался, конечно, объяснить весь замысел Вождя, но создается впечатление, что всё это всего лишь месть Ленину, который не оценил по достоинству все выдающиеся политические качества товарища Сталина и, более того, был категорически против того, чтобы Сталин преемствовал его власть. А все эти неожиданно раскрываемые заговоры троцкистов и зиновьевцев больше походили на приступы паранойи, а порой и на "манию преследования" - момент со сталинским референтом тому яркий пример: парень не так посмотрел на своего Вождя, а через неделю уже был расстрелян за шпионаж в пользу японцев. А истребляя армейскую верхушку по очередному "контрреволюционному заговору" Сталин будто намеренно ослаблял "Империю", провоцируя врагов на нападение и облегчая им задачу - даже если враги СССР первоначально и не намеревались нападать, то подобной ситуацией они не могли не воспользоваться, ведь другого такого случая, когда "Великая Советская Империя" была бы настолько дестабилизирована во всех сферах политической и военной деятельности, могло и не представиться.
В книге очень много моментов по-настоящему пугающих - начиная с описания школьных линеек, на которых ученики начальных классов стыдили детей "врагов народа" и доводили тех до истерики; и заканчивая описаниями пыток, применяемых НКВД -шниками к подследственным. После таких моментов я откладывала книгу - просто нужно было это как-то перемолоть в себе, чтобы продолжить чтение.
Что касается героев, тех самых "детей Арбата", то тут все довольно неоднозначно. Если одни герои постоянно развивались и подстраивались под новые обстоятельства, как например, Юрий Шарок, который, работая в НКВД, научился осторожности и осмотрительности и умел обходить острые углы; то вот Саша Панкратов, даже проведя три года в ссылке в сибирской глуши, никак не изменился и так ничего и не понял. Правда стал трусливее в личных отношениях и даже не попытался объясниться со своей возлюбленной, а просто отмахнулся от трех лет ожидания и своих чувств. Вообще мне не очень понятно, для чего Автор ввел эту любовную линию, расписывая чувства и эмоции Вари и Саши, если по итогу ни разу их не свел хотя бы для личного разговора. Особого смысла я в этом не увидела, потому что все эти любовные стенания так и остались на уровне внутренних переживаний и ни к чему не привели. И еще непонятно, почему Автор, в первой книге уделявший так много внимания личности и политической деятельности дяди Саши Панкратова - Марка Рязанова, - оставил за кадром суд над ним и его расстрел. И вот таких непонятных моментов не мало, а потому складывается ощущение, что эта книга писалась в спешке и просто недоработана. Да и в первой книге Автор был более лоялен к описываемой эпохе, а здесь чувствуется неприкрытое осуждение не только политического строя, но и в некоторой степени народа, который вынужденно прогибался под систему, желая выжить. Хотя, если взять в расчет, что эта книга писалась в ту пору, когда считалось "модным" осуждать советскую власть, то все кажется закономерным, но все же я ожидала той же объективности повествования, которая наблюдалась в первой книге...
Моя рецензия на книгу «Дети Арбата. Книга 2. Страх»