Найти тему
ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Моя Москва: московское метро, станция Маяковская

Оглавление
Первый проект строительства подземной железной дороги в Москве был предложен еще в 1872 году инженером Василием Титовым. В проекте предлагалось провести пути от нынешнего Курского вокзала до Лубянской площади. Потом один за другим были предложены еще несколько проектов, но все они были отклонены Городской Думой. Во многом проект был отклонен из-за протестов извозчиков, которые с появлением метро лишались бы изрядной доли клиентов. Другой причиной был недостаток средств в городской казне, а частных инвесторов тогда найти не удалось. Так строительство метро в Москве было отложено почти на полвека, и началось только в процессе реализации плана реконструкции Москвы в 30е годы 20 века. Как известно первой была построена линия Сокольники - Парк культуры, торжественное открытие которой состоялось 15 мая 1935 года.

Однако сегодня я хочу рассказать не об истории всего Московского метро, о нем можно рассказывать долго. Расскажу о своей любимой станции.

Станция метро Маяковская

Такой красоты, наверное, нет ни в одном метро в мире
Такой красоты, наверное, нет ни в одном метро в мире

Станция Маяковская расположена на замоскворецкой линии Московского метро. Была открыта 11 сентября 1938 года. Колонная трех-сводчатая станция глубокого заложения (глубина заложения 34 метра) с одной островной платформой. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус объекта культурного значения. Авторы проекта архитектор А. Душкин и инженер И.Гоциридзе. Это все официальные данные. А вы попробуйте спуститься сюда вечером, когда в метро мало людей и можно полюбоваться всем этим великолепием не торопясь, наслаждаясь каждым видом, можно сказать "смакуя".

История строительства станции

Первый проект строительства станции появился еще в начале 30х годов. Изначально предполагалось соорудить станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Но проект по нескольким причинам был отклонен. К работе над станцией подключился архитектор
А.Н. Душкин. По его идее на заводе в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены специальные ленты из нержавеющей стали. Маяковская стала первой станцией глубокого заложения, где была использована стальная колонная система. До этого в конструкциях применялся железобетон.

Изысканная стильная современная станция, гармонично сочетающая изящные металлические колонны и арки, отделанные полированной рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн заполненные на высоту человеческого роста уральским самоцветом родонит, придают всему объему легкость и изящество. Станция кажется просторной, хотя ее платформа уже, чем у других станций глубокого заложения. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из темно-серого известняка.

Светильники станции Маяковская ни забыть,ни спутать ни с какими другими
Светильники станции Маяковская ни забыть,ни спутать ни с какими другими

Светильники находятся в 34х овальных нишах свода центрального зала. В перспективе зала эти освещенные ниши смотрятся как люстры. В середине каждой ниши мозаичное панно из смальты, выполненное по эскизам художника А.А. Дейнеки. Все они объединены одной темой - "Сутки советского неба". Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра, а над платформами ярко горят подвесные люстры.

Освещение придает станции особое настроение
Освещение придает станции особое настроение

Грамотно выполненное освещение создает ощущение простора, легкости и наполняет пространство станции воздухом. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором, нижняя - черно-оливковым известняком. Путевые стены завершаются карнизом из все той же нержавеющей стали. Пол станции выложен геометрическим орнаментом из мрамора трех цветов: светлый "газганский" , красный и оливковый. Светлый пол, в котором отражается свет люстр, тоже создает ощущение простора. Вдоль краев перронов уложен прочный и практичный серый гранит.

Перрон станции Маяковская
Перрон станции Маяковская

Хотя станция по времени и условиям строительства относится к "сталинскому ампиру", она резко отличается от всех остальных своих ровесниц. Скорее этот стиль ар-деко. Когда станцию строили. ее предполагалось назвать " Триумфальная площадь", т.к. выход из нее выходил именно на эту площадь, но потом площадь переименовали, а с ней и станцию назвали "Маяковская". Хотя я противница всяких бесконечных переименований, и я люблю В.В. Маяковского, но мне кажется, что эта станция заслуживает названия "Триумфальная". Она соответствует.

Маяковская во время войны

Как и все станции глубокого заложения Маяковская имела еще дополнительные задачи. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года именно на Маяковской состоялось совместное заседание Моссовета и Московской парторганизации, посвященное 24 й годовщине Октябрьской революции. С докладом на этом заседании выступил И. Сталин, который приехал на метропоезде. Заседание транслировалось по радио и эта передача приостановила начинающуюся панику в городе, прекратились слухи о том, что Сталин и правительство покинули Москву.

Так что можно смело сказать, станция Маяковская внесла свой значительный вклад в оборону Москвы.

С 1980х годов станция имеет статус памятника архитектуры, а с 2001 года включена в список ценнейших архитектурных объектов города.

Если поздним вечером, когда в метро нет толкучки и мало народа, вам доведется выйти на станции Маяковская, оглянитесь, посмотрите внимательно вокруг, поднимите взгляд к потолку, чтобы разглядеть плафоны с майоликами А. Дейнеки . Получите огромное удовольствие как от посещения хорошего музея.

Если согласны с моим мнением, напишите. Впрочем, если не согласны - тоже напишите в чем именно я не права.