На телевизионных театральных посиделках рассказано столько забавных историй, что порой уже и невозможно отличить, где всё-таки правда, а кто просто повторяет подзатёртые за годы, байки. Нет, та попытка "расколоть" на сцене смешливого Андрея Миронова, когда американский офицер, Михаил Державин, входил с донесением, а из под его полурасстёгнутой военной рубашки вызывающе торчали бутафорские чёрные волосы, абсолютная правда. Или когда в Современнике, по своему мудрая Галина Волчек, как-то разрешила актёрам на репетиции спектакля "На дне", для важного проникновение в образ, разлить на восьмерых одну бутылку "водки".
И вот, уже на проходящем спектакле по пьесе Горького, она, вдруг, обнаружила, что эта восьмёрка из ночлежки, во главе с гениальным Евстигнеевым, после распития предполагаемой кипячёной воды, как-то невероятно натурально стала изображать подвыпивших персонажей. И точно, порепетировав с 40-градусным продуктом, актёры решили закрепить достигнутый эффект теперь и перед реальным зрительным залом. И всё у них блестяще получилось.
Думаю, многие смотрели чудесную постановку Театра Сатиры "Безумный день или женитьба Фигаро", разумно увековеченную на плёнке в 1974 году. Но вот сама история создания этого шедевра весьма неоднозначна, а порой и довольно противоречива. Дело в том, что пьеса Бомарше, выбранная Плучеком для постановки, при любом раскладе не могла длиться менее 5-ти часов. Умудрённый жизнью главреж понимал, что спектакль такой продолжительности не переживут ни актёры, ни зрители, а как его сократить ему было совершенно не ведомо. Изначально играть графа Альмавиву назначили Валентина Гафта. Миронов, конечно же, был единственным претендентом на самую главную роль. На репетициях невесту Фигаро, Сюзанну, представляла хорошенькая Валечка Шарыкина, тогда ещё не прославившаяся, как пани Зося, в легендарном "Кабачке 13 стульев". Но вот Андрея Александровича она категорически не устраивала, возможно, потому, что он хотел быть на сцене вместе с милой его сердцу, Татьяной Егоровой.
Репетиции шли, но пьесы нужного размера у Плучека так и не было. Но однажды, решительный Валентин Гафт пригласил знаменитого режиссёра в небольшой московский театр. Там как раз и шёл, прекрасно адаптированный, трёхчасовой спектакль "Женитьба Фигаро", в которой Сюзанну играла недавняя выпускница Школы-студии МХАТ, симпатичная Нина Корниенко. Как заполучить эту замечательную пьесу никто не знал, пока напористый Гафт не посоветовал пригласить молодую актрису в театр Сатиры, которая была обязана прихватить с собой и искомый сакральный вариант. Так всё и случилось. Правда, вскоре Валентин Плучек на репетиции во всеуслышание объявил, что граф в исполнении Гафта больше походит на солдафона. После чего гордый Валентин Иосифович навсегда покинул стены этого театра, чтобы больше никогда не переступать порог этого заведения. В итоге, Миронов призвал из другого прибежища Мельпомены своего друга Александра Ширвиндта, так и получился изумительный спектакль, шедший более 15 лет.
А вот удивительную историю про то, как юный драматург Радзинский, бесстрашно отстаивал свою пьесу "104 страницы про любовь" перед самой Фурцевой, чудесно описывает сам автор в 1-й части его телевизионного проекта "Моя театральная жизнь". Невероятная, где-то даже забавная, история борьбы маленького человека с устоявшейся ханжеской системой.
Или, как зрители приходили на спектакль "Шторм", где стоически дожидались сцены допроса матёрой спекулянтки в исполнении Раневской, а потом просто покидали свои, поднадоевшие, кресла. Вот, что надо было делать режиссёру и другим артистам, в такой странной ситуации? А когда, после многих прекрасных спектаклей в театре Моссовета, Завадского наградили медалью Герой Труда, неуёмная Фаина Георгиевна на репетиции громко поинтересовалась: "Так, а где же наша Гертруда?". И он это стерпел, хотя, как известно, характер у Юрия Александровича был крайне тяжёлым.