Найти тему
Яндекс Учебник

Почему исчезает учебная мотивация школьника? Причины и как ее вернуть

Оглавление

Будучи школьником, ребёнок переживает важные этапы становления личности. С возрастом меняются приоритеты, и учёба далеко не всегда оказывается на первом месте. Школьному учителю эти изменения очевиднее всего. И именно он может сделать так, чтобы учёба оставалась для ребёнка важной и интересной частью жизни — при помощи мотивации. О том, почему учебная мотивация часто важнее, чем интеллектуальные способности, и по каким причинам она может снизиться, мы поговорили с нейропсихологом Ксенией Вотяковой.

Известный американский когнитивный психолог Роберт Стернберг проводил эксперименты и пришёл к любопытному выводу: мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми. Ведь по уровню мотивации школьники различаются больше, а по способностям — меньше.

Мотивация — это не только то, что побуждает нас что-то делать, но и ещё и то, что заставляет нас продолжать заниматься этим делом, даже когда не очень хочется. Мотивация тесно связана с регуляторными функциями: силой воли, умением ставить цели, умением контролировать свою деятельность, организовывать её. Более мотивированный ребёнок скорее добьётся цели за счёт своей настойчивости, чем его более умный, но менее организованный одноклассник.

Почему мотивация даже важнее, чем интеллектуальные способности

Тяга к неизведанному заложена в человеке природой. Когда ребёнок узнаёт новое, или у него что-то начинает получаться, он получает удовольствие, у него даже выделяются так называемые «гормоны счастья» — дофамин, эндорфин.

Но учиться — это не только узнавать новое, но и тренировать свои навыки, доводить их до автоматизма, заниматься одним и тем же достаточно долго. Мотивация нужна именно на этом этапе учебного процесса: она может заставить нас долго и настойчиво делать одно и то же, хотя делать это вовсе не хочется. Иными словами, недостаточно просто «прочитать» таблицу умножения — нужно выучить её наизусть, уметь быстро вспоминать ответы, использовать эти знания для решения примеров и задач. Такая глобальная цель требует совместной работы ученика и учителя в том числе и в плане поддержания мотивации.

Очень важно, чтобы взрослый поддерживал интерес и мотивацию, когда ребенок учится чему-то новому. Не пытался заставить, действовать только с помощью системы наказаний. Потому что именно за счёт поддержания внутренней мотивации к обучению воспитывается позитивное отношение к освоению чего-то нового.

Неважно, чему ребёнок будет с удовольствием учиться: жонглировать мячами или программировать на Scratch. В будущем ему это пригодится — особенно учитывая, что сегодня обучение на протяжение всей жизни становится социальной нормой. Главное, чтобы у ребёнка не было страха перед получением какого-то навыка: например, чтобы он при желании мог сам разобраться в создании сайтов или обработке фотографий в Photoshop.

Для того, чтобы привить ребёнку любовь к обучению, учителю важно хвалить не только за результаты и хорошие оценки, но и за усилия, старание, подчеркивать пройденный путь. Именно такой подход позволяет сформировать правильное отношение к учёбе и развить учебную мотивацию.

Вообще в школе происходит очень деликатный процесс: у ребёнка формируется уверенность в себе, самооценка. Так как для него ведущая деятельность — учебная. И самооценка ребенка во многом формируется в процессе этой деятельности. Поэтому на учителях и родителях лежит большая ответственность за то, как в итоге ребёнок будет себя воспринимать.

Это замкнутая цепочка: чем больше мы думаем о самооценке конкретного ребёнка, заботимся о том, чтобы он чувствовал себя благополучно в ситуации обучения, подчеркиваем его достижения и сильные стороны, тем лучше он будет учиться и тем адекватнее будет его самооценка. Так мы работаем на его мотивацию.

Как снижается учебная мотивация школьника

Интерес к учёбе с возрастом может угасать, а потом возникать вновь с другой базовой мотивацией. Например, подростков традиционно больше интересует общение со сверстниками. Это ведущая деятельность в подростковом возрасте — в её рамках человек исследует себя и окружающих. Задача и педагога, и родителей — быть максимально внимательным к ребёнку в сложные минуты, когда учебная мотивация школьника по тем или иным причинам идёт вниз. Например, поддержать познавательную мотивацию за счёт социальной мотивации, связанной с достижениями, статусом в группе, коммуникацией с одноклассниками.

В противном случае у ребёнка может возникнуть состояние «амотивации» — полное отсутствие интереса, когда он и к учёбе, и к школе относится крайне негативно и считает, что школьные знания ему не понадобятся никогда. В этом случае стоит опасаться, что он начнёт негативно относиться не только к учёбе в школе, но и к освоению всего нового.

Почему же снижается учебная мотивация школьников?

Причина 1. Сложно учиться

Самая распространённая причина — это ситуация, когда учиться становится сложно. Иногда это связано с каким-то конкретным предметом, но чаще — с общим усложнением школьной программы, которое происходит от класса к классу. Школьник просто не успевает осваивать новый материал, при этом часто испытывая давление со стороны родителей.

Особенно часто такие ситуации происходят в средней и старшей школе, когда появляется много новых предметов. Например, в химии важно понять базовые принципы, чтобы двигаться дальше. Если ребёнок по той или иной причине не освоил азы, дальше этот предмет будет для него непонятным и неинтересным.

В начальной школе учиться может быть сложно из-за относительной несформированности высших психических функций: они приводят к таким трудностям обучения, как, например, дислексия, дискалькулия, несформированность мыслительных операций. Кроме того, проблемы учебной мотивации может вызывать несоответствие сложности программы интеллектуальным возможностям ребенка в целом.

Иногда ребёнку сложно учиться в школе, потому что у него есть определённые личностные особенности. Из-за этого проблемы с учебной мотивацией часто возникают у детей с ограниченными возможностями здоровья — например, двигательными особенностями. В зоне риска дети, которые имеют лёгкие аутистические черты, замкнутые дети, которым тяжело общаться, и сверхчувствительные, медлительные или тревожные дети, которых слишком сильно задевают любые мелкие конфликты в школе.

Соотношение субъективной сложности и умений должно быть адекватным. Важно стремиться к тому, что называется в психологии «состоянием потока». Когда выполняемые задания посильны ребенку, но при этом являются «вызовом», находятся на пределе его возможностей и интригуют — новизной, содержанием, или чуть большей сложностью, чем обычно. Тогда ребенок сможет погрузиться в деятельность, испытывая в этот момент приятные переживания.

Причина 2. Сложно психологически

Ребёнок может потерять учебную мотивацию из-за событий, происходящих за пределами школы: развод родителей, затянувшийся конфликт с братьями или сёстрами, болезнь близкого человека или что-то другое. В какой-то момент у таких детей может произойти декомпенсация — силы просто иссякнут. Хронический стресс обуславливает соответствующую реакцию: человек старается избегать тревожащих его условий, и часто это отражается именно на учебной познавательной мотивации.

В этой ситуации не ожидайте от ребенка большой вовлечённости в занятия, снизьте индивидуальную учебную нагрузку на время острой стрессовой ситуации. Дайте возможность психике адаптироваться: возможно, на это потребуется длительное время, несколько месяцев.

Причина 3. Сложно понять, зачем нужно учиться

В начальной школе познавательная мотивация ещё очень сильна. Первые два года учёбы в школе — уникальный жизненный период, когда дети естественным образом пытаются узнать, почему мир устроен так, а не иначе. Такую сильную познавательную мотивацию сложно испортить. В это время самое главное — «не передавить», не дать природному любопытству угаснуть под давлением школьных требований.

Взрослея, человек переключается на построение межличностных отношений, и природой вовсе не предусмотрено, что подросток будет сидеть за партой и учить непонятный материал. Тем более, он не очень понимает, как полученные знания потом ему пригодятся. Здесь нужна целенаправленная работа учителя, который с помощью учебных активностей будет поддерживать интерес к предмету. Когда вы говорите о непонятном будущем — «тебе нужно хорошо учиться, чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в хороший университет и потом найти хорошую работу» — школьник уверен, что к нему нынешнему это не имеет никакого отношения. Ребёнок не может мыслить настолько наперёд: чем младше ребёнок, тем больше он живёт настоящим. Например, нужны неклассические методы — групповая работа в поле, когда весь класс идёт в поход в музей, на прогулку в лес или в офис технологической компании, параллельно изучая историю, биологию и другие дисциплины.

На мой взгляд, в средней школе учителю важно использовать в учебном процессе потребность детей в общении, добавлять много практико-ориентированных заданий, которые задавали бы жизненный контекст. Чтобы дети понимали, что школьные знания — это не «мёртвые» знания, что они пригодятся.

Ведь в тех же школьных курсах биологии или химии есть множество фактов, которые применимы в повседневной жизни, но которые, к сожалению, когда-то остались вне зоны внимания изучающих эти предметы. Знания о повадках животных и насекомых помогут выжить в походе. А знания по химии помогут прочитать состав продукта на баночке с кремом и подобрать себе именно ту косметику, которая работает. Чем больше включённых в жизненный контекст знаний, тем больше компенсируется снижение познавательной мотивации.

Важнее всего сохранить интерес к познанию у детей до старших классов. Старшеклассники, как правило, видят свою цель — поступление в институт — на горизонте двух-трёх лет, и это служит для них лучшей мотивацией.

Причина 4. Сложно найти общий язык с учителем и одноклассниками

Учебная мотивация школьника может страдать из-за конфликтов в школе с одноклассниками или с кем-то из учителей. Причём последнее может повлиять на отношение ребёнка к целым научным областям, и с таким отношением впоследствие будет очень сложно бороться. Ни для кого не секрет, что отношения с педагогом часто переносятся на предмет, который он преподает: если у человека не сложились отношения с учителем истории, вряд ли во взрослом возрасте он будет питать интерес к этой науке. Конфликты в школе с одноклассниками, ситуации травли могут полностью свести учебную мотивацию на ноль: ведь перед ребёнком в школе в этом случае стоит одна жизненная задача — выжить, избежать конфликта в школе. В такой ситуации человеку не до учёбы.

Разбираем типичные ситуации конфликта в школе с юристом, психологом и учителем здесь.

Сюда же относится и сложные ситуации в семье. До старшего подросткового возраста родительские стратегии воспитания очень сильно влияют на мотивацию. Например, деструктивно на детей действует тотальный контроль, гиперопека. Родители чрезмерно много требуют от ребёнка, нередко задают очень высокую планку, и иногда за этим стоят их собственные амбиции, а не интересы школьника. Ребёнок старается, но всё равно не соответствует требованиям, а контролируют его при этом очень сильно. В итоге он погружается в состояние тотальной неуспешности («Что бы я ни делал — все равно меня не похвалят»). Это может привести к состоянию «выученной беспомощности», когда ребенок не только не стремится достигать целей, но даже не пытается избежать неудач.

Другая неэффективная родительская стратегия — безразличие, незаинтересованность в обучении и воспитании ребёнка. Родители могут быть не вовлечены в жизнь ребенка, его успехи в учёбе. Задача учителя — установить контакт с родителями. Обратить их внимание на таланты, достижения ребенка. Описать сложности, которые есть сейчас, без обвинений по отношению к ученику или родителям. Предложить вместе подумать, какие могут быть варианты решения проблем с учебной мотивацией. Можно предложить какую-то небольшую совместную учебную работу, которая важна для ребёнка, и интересна и для него и для родителя. Следовать маленькими шагами, постепенно вовлекая родителей в учебную жизнь ребёнка.

О диагностике учебной мотивации школьников мы рассказываем здесь.

**********

Разобраться в причинах падения мотивации позволит бесплатный онлайн-курс «Работа с детьми с низкой мотивацией». В его рамках на примере трёх детских персонажей будет пройден весь путь по работе с низкой мотивацией: от выявления проблемы и анализа причин до первых шагов учителя и детских успехов. После завершения курса слушатели получат удостоверение о повышении квалификации. Присоединяйтесь!

Больше по теме

5 шагов к индивидуальной образовательной траектории

Как помочь детям меньше психовать из-за оценок

Как диагностировать учебную мотивацию школьника

#школа #учитель #мотивация #учебная мотивация школьника #подростки #начальная школа #самооценка #родители