Сетевая горизонтальная система распространения навыков и знаний, законом о просветительской деятельности уже хотят накинуть на неё хомут, но тем самым депутаты просто признали: это явление существует, они его проморгали, и пытаются с этим что-то сделать, причем срочно. Ещё один признак того, как буксует такая привычная и дряхлая модель общества и государства, как мир неуклонно вваливается в иной технологический и социальный уклад, и как упираются каблуками чищенных штиблет в вязкую грязь бездорожья времён неопределённости те, кого так учили.
Монополия на образование ушла, как песок сквозь пальцы
Закон о просветительской деятельности, который должен вступить в силу 1 июня 2021 года, яркий примёр полного непонимания происходящих процессов, и истекающих из этого непонимания хаотичных действий, которые предпринимает государственная власть в лице Госдумы. Но момент действительно давно упущен. Можно вслед за конспирологами говорить о сознательном курсе на дебилизацию поколений, или просто приводить примеры школьных стрелков или всякие опросы, демонстрирующие тотальную безграмотность (при выборке 5-50 человек во многомиллионном городе). Или о сохранении высоких стандартов, попутно вздыхая о не прекращающейся утечке мозгов, о востребованности российских специалистов высокого класса там, а не здесь. Но суть не в этом.
Какой бы ни была государственная политика в отношении образования, она до сих пор опиралась на то, что источником образования остается только одна единственная структура – официальная, кодифицированная, нормированная система образования. Полностью подконтрольная, особенно с точки зрения формирования идеологической картины мира, формирования предпочтительных моделей поведения гражданина либерально-демократического государства и субъекта общества потребления. Обеспечения социального отбора и отсева, исключения вредных и опасных элементов. Репетиторы и частные школы – плоть от плоти системы, исключения никогда не оставляли. Но произошел сбой.
Любой человек может зайти в сеть и найти лекцию или урок, в любом удобном формате, содержание которого будет противоречить официальной картине мира. Я не говорю про оппозицию, про противостояние, я говорю просто про параллельную реальность, сеть, систему, которая существует вне государственных установок. И ситуация с точки зрения государства настолько запущена, что в этой параллельной системе есть уже свои авторитеты, свои модели иерархии, проще говоря, имеются все признаки полноценной независимой структуры.
Кто будет определять форму Земли
Бесспорно, что сформировавшаяся структура – дикая, и, имея признаки системы, так же имеет все признаки хаоса и антисистем. Так, если малолетний альтернативно одаренный автор контента выложит доказательство того, что Земля плоская, то такие же одаренные безусловно прожмут «лайки», и алгоритм сети определит плоскую Землю в истину. Это вообще простое правило «лайка» - подобный приветствует подобного, способ самоидентификации и социализации в конкретной страте.
Но усилия государства направлены отнюдь не на то, чтобы бороться с «плоской Землёй». Государству нужно, чтобы именно оно определяло форму Земли, без всякой самодеятельности. И главную опасность представляют не миллионы взаимокоучей, а выходцы из классического образования, которые, вооружившись научным методом в поиске истины, занимаются наукой, популяризируют её, создают научно-обоснованную картину мира, и всё это бесконтрольно.
И даже когда Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой начинает говорить о необходимости возврата к классическому образованию, он не об уровне знаний беспокоится, а об утрате контроля, утрате монополии на создаваемую картину мира. При том что в классическом образовании функцию социализации, похоже, уже вычистили, за счет системы тестов сократили задачу прокачки мозга, багаж знаний теряет методологию и хоть какую-то стройность и адекватность жизненному опыту. Это образование не отвечает потребностям, даже классические дипломы теряют актуальность.
Зато в сети человек может получить всё, что угодно. Минус в том, что продукт сегодняшнего образования, скорее, ринется получать весёлые половые утехи на плоской Земле. Но при потребности в серьёзных знаниях – не проблема, оно тоже есть в сети в свободном доступе.
Объективная реальность зацелует в лоб
В принципе, когда ГД принимает закон, то основных целей, по идее, две: отсечь то, что вредно, а на остальное накинуть хомут, чтобы пахало на нужды государства (чьи это нужды на самом деле – другой вопрос). Но проблема закона о просвещении не в том, что нет четких определений образования и просвещения, а в том, что законодатели до сих пор до конца не поняли, что сформировалась параллельная сетевая система, запретить и вычистить её уже не удастся. При этом идёт параллельный процесс отмирания того, во что они превратили традиционную систему образования. Им бы принять новую реальность, и работать с ней, но их такому не учили.
Вон и Путин уже заговорил в послании о возрождении общества «Знания» на новых принципах. Не верит, видимо, президент в реанимацию системы образования, хоть даже все учебники перепиши. Только не поздно ли заниматься внутренней повесткой, в догонялки играть с объективной реальностью? Есть глобальная ситуация: в мире всё готово к переходу в новый технологический уклад, к новой социально-общественной модели, признаки этого всплывают здесь и там, включая сетевую систему передачи знаний через ролики, курсы, лекции, серии уроков и просто наборы лайфхаков и инструкций по применению. Единственно, в чем пока еще уступают сетевые структуры традиционным – выстроенность финансовых потоков, но это тоже дело времени, причем скорого.
И глядя на происходящее, включая дистанционку в школах и институтах, и случаи стрельбы, да и в принципе происходящее в учреждениях, все чаще возникает мысль: зачем пытаться спасать этого мутанта, в которого путем вивисекции и ампутаций превратили классическую систему образования? Есть все ресурсы и возможности для выстраивания принципиально новой системы. Вот этим и надо бы заняться. А не попытками вернуть всё как было.
Все иллюстрации из открытых источников сети Интернет