В 870 году Бременский епископ Римберт, оказавшись на рынке в Хедебю, ужаснулся ассортименту предлагаемых товаров. Там, в Хедебю (север Германии, земля Шлезвиг-Гольштейн), находился один из крупнейших торговых центров викингов, куда налетчики привозили на продажу в том числе и добычу с набегов. И, помимо привычных предложений, встречающихся на любом рынке, отовсюду доносились призывы торговцев купить рабов. За большие деньги, правда. Например, в начале XI столетия где-то за 12 унций серебра продавали крепкого мужчину средних лет. И этой же суммы в ту пору хватило бы на покупку 5-6 дойных коров.
Но Римберта впечатлил не сам факт торговли людьми - тогда это никого не удивляло. Его испугало количество именно рабов-христиан. Настолько, что епископ даже обменял последнее имущество (лошадь, на которой он прибыл на рынок) на свободу монахини, распевавшей псалмы. Делала она это, чтобы епископ обратил на нее внимание.
Первые набеги викингов, начатые в VIII веке, имели больше разведывательный характер. Налетчики как бы прощупывали почву. И быстренько поняли, что грабежи куда выгоднее мирной торговли. С тех пор их разбойничье ремесло совершенствовалось и росло в масштабах. Из добычи их интересовали изделия из серебра и золота, скотина и люди. Угон людей в рабство со временем даже стал главной мотивацией северных рейдеров. Потому что, как отмечалось выше, стоил хороший раб больших денег. И именно в эпоху викингов работорговля, которая была и до них в Европе, обретет небывалый размах.
Высоким спросом на невольничьих рынках пользовались работоспособные мужчины в расцвете лет. Что понятно - рабочая сила в хозяйстве. Их покупали землевладельцы для тяжелого труда на полях. Ибо богатство викинга измерялось его пахотными землями и возможностью их возделывать.
Не меньше ценились привлекательные девушки-рабыни. Которых приобретали или захватывали в качестве наложниц. В ирландских хрониках "Анналы Ольстера" есть запись за 821 год, которая гласит, что в результате набега язычники угнали в рабство "огромное количество женщин".
Жили они в гораздо лучших условиях, нежели остальные невольники (викинги называли их трэллами). Обычно трэллам отводили ту часть дома, где обитал скот. К ним, собственно, и относились как к домашним животным. И пороли без особой жалости. В то время как наложниц богатый хозяин (другой и не мог себе позволить их содержать) держал подле себя. В тепле и относительном уюте.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала