Как стать одним из лучших и одновременно самым невезучим линкором своего времени? Главный линкор Германии "Бисмарк" времён второй мировой войны запросто справился с этим странным заданием, успев сходить всего в один поход и получить после этого таких пенделей, каких он пережить не смог!
Нужно начать с того, что "Бисмарк" - это ещё и тип немецких линейных кораблей, бывших самыми мощными, крупными и передовыми во флоте Германии. Немцы успели построить двух братьев близнецов - Бисмарк и Тирпиц. Героя сегодняшнего рассказа назвали в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Как и Японцы при постройке своих грандиозных линкоров Ямато и Мусаси, немцы нарушили лимит водоизмещения Вашингтонского соглашения — водоизмещение кораблей превышало лимит на 6000 тонн и они имели необычайно большую массу брони. Схема защиты отличалась от схемы «всё или ничего», применявшейся на линкорах других стран, и фактически являлась развитием схемы бронирования линкоров типа «Шарнхорст» с большой площадью бронирования борта и явным преобладанием вертикальной брони над горизонтальной. Общий вес брони на «Бисмарке» составлял 18 700 тонн, а её толщина достигала 320 мм. Вооружение линкоров типа "Бисмарк" также выделалось на фоне своих зарубежных собратьев. Вместо трёх- и четырёхорудийных башен, применявшихся для экономии водоизмещения на линкорах других стран, линкоры этого типа несли четыре двухорудийные башни с 380-мм орудиями.
Бисмарк позиционировался как наследник «карманных линкоров» (ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов) и должен был вести рейдерские операций против торговых кораблей противников. Киль «Бисмарка» заложили на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года, а со стапелей он сошёл 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. Неизвестно, было ли это задумано кем-то специально или просто совпали даты, но случай забавный! В спуске на воду участвовали Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка, Доротея фон Лёвенфельд, по традиции разбившая о борт корабля бутылку шампанского. 24 августа 1940 года линкор сдали под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Устанавливали оборудование и проводили испытания линкора вплоть до весны 1941 года.
После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект "Бисмарк" был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. Немцы полагали, что размер будет иметь большое значение.
Бисмарк показал на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узла - одно из лучших в мире значений скоростей для кораблей такого типа. Новый корабль был первым после Первой мировой войны полноценным линкором немецкого флота: вооружение, включавшее в себя восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях позволяло ему противостоять любому вражескому линкору. Бисмарк во время своей службы стал крупнейшим линкором в мире. По проекту экипаж должен был состоять из 1927 человек с увеличением до 2106 при использовании линкора в качестве флагманского корабля. При вступлении в строй экипаж «Бисмарка» насчитывал 103 офицера и 1962 матроса. Во время атлантического рейда на «Бисмарке» находилось 2221 человек, из которых 65 относились к штабу Лютьенса и ещё 80 предназначались для призовых партий. Кубрики матросов оснащались трёхъярусными койками. Имелось четыре камбуза: офицерский, унтер-офицерский и два матросских. Офицерский камбуз и кают-компания находились в надстройках. Для кормления матросов предусматривались две столовых в отсеках XV и VIII. Для унтер-офицеров в обеих столовых была отгорожена своя часть.
Характеристики Бисмарка:
Водоизмещение: 41 700 т стандартное; 50 900 т полностью снаряжённый
Длина: 241,6 м по ватерлинии; 251 м общая
Ширина: 36 м
Высота:15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка: 9,3 м стандартная; 10,2 м полностью снаряжённый
Бронирование: главный пояс 320 мм, верхний пояс 145 мм, пояс в оконечностях 60/80 мм, главная палуба 80—110 мм, рулевое устройство 110—150 мм, башни ГК 180—360 мм, барбеты ГК 340 мм, башни СК 35—100 мм, боевая рубка 200—350 мм, противоторпедная переборка 45 мм
Двигатели: 12 паровых котлов Wagner, 3 турбины Blohm & Voss
Мощность: 150 170 л. с. (110 МВт)
Движитель: 3 трёхлопастных винта диаметром 4,7 м
Скорость хода: 30 узлов (55,56 км/ч)
Дальность плавания: 9280 морских миль (17 200 км) на ходу 16 узлов (30 км/ч)
Экипаж: 2200 офицеров и матросов
Вооружение: 8 × 380-мм SKC34 (4 × 2),
12 × 150-мм (6 × 2), 16 × 105-мм (8 × 2),
16 × 37 мм (8 × 2), 20 × 20 мм (20×1).
Для защиты от магнитных взрывателей мин и торпед "Бисмарк" оборудовался размагничивающим устройством. Его кабель проходил под нижним краем броневого пояса.
На линкорах типа «Бисмарк» стояло 12 высоконапорных водотрубных котлов Вагнера, размещавшихся в шести котельных отделениях один напротив другого. Котельные отделения двумя группами по три были расположены XI и XIII отсеках. Между ними в отсеке XII располагалось вспомогательное оборудование и посты управления. Котлы могли запускаться из холодного состояния в работу в течение 20 минут и имели достаточно широкий диапазон регулировки. Для поддержания крейсерской скорости в 19-21 узлов были задействованы только по два котла на вал. Все котлы запускались только при скоростях начиная с 27 узлов. Для большей живучести котлы могли подключаться к общей системе в различных комбинациях. В целом система показала себя очень капризной и ненадёжной в эксплуатации и сложной в настройке. Она была требовательна к чистоте воды и даже с применением специальной системы очистки накипь быстро забивала тонкие трубки сложной формы. На испытания «Бисмарк» при водоизмещении 41 700 тонн показал среднюю продолжительную скорость 30,12 узла при мощности 150 170 л. с.(111,98 МВт) и 265 об/мин.
Первый и последний бой Бисмарка
Бисмарк должен был совершить прорыв в Атлантику через Датский пролив для атак на британские торговые пути. Это действо назвали операцией «Рейнские учения», которая предусматривала участие Бисмарка и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». Назначенный командовать «Рейнскими учениями» адмирал Гюнтер Лютьенс просил своё командование отложить начало операции, чтобы к ней успели присоединиться также проходивший испытания «Тирпиц», ремонтируемый «Гнейзенау» или стоявший в Бресте линкор «Шарнхорст». Главнокомандующий германским флотом гросс-адмирал Эрих Редер ждать не захотел и ответил отказом. 18 мая 1941 года «Бисмарк» и «Принц Ойген» вышли с базы кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня). Уже 20 мая «Бисмарк» заметили со шведского крейсера «Готланд», и в тот же день об эскадре, которая включала в себя два больших корабля сообщили члены норвежского Сопротивления.
С 21 по 22 мая немецкое соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где «Бисмарк» и «Принц Ойген» были перекрашены на серо-стальной окрас океанского рейдера, а «Принц Ойген» дополнительно принял топливо с танкера «Воллин». «Бисмарк» дозаправки не сделал, что, как выяснилось позже, было серьёзной ошибкой. Во время стоянки корабли опять заметили и сфотографировали с самолёта-разведчика британских ВВС «Спитфайр». Теперь британцы опознали «Бисмарк». На место стоянки отправили британские бомбардировщики, однако к тому времени «Бисмарк» и «Принц Ойген» покинули место стоянки. Немецкая пара незаметно прошла Норвежское море и пересекла Северный полярный круг. Британцы искали их значительно южнее.
Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови направил линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии. Ночью 22 мая сам адмирал во главе соединения, состоявшего из линкора «Кинг Джордж V» и авианосца «Викториес» с кораблями охранения, вышел из базы британского флота в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии.
Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане «Норфолк» и «Саффолк» вступили в визуальный контакт с немецкой флотилией. «Бисмарк» первым открыл огонь по «Норфолку». Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за противником по радарам на расстоянии 10—14 миль. После стрельбы на «Бисмарке» отказал носовой радар (вот вам и немецкая надёжность), поэтому Лютьенс приказал «Принцу Ойгену» двигаться впереди «Бисмарка». Для сложности опознания на кораблях были закрашены в тёмный цвет верхние части орудийных башен и закрыты брезентом свастики на палубах.
Британские корабли «Худ» и «Принц Уэльский», шедшие на перехват «Бисмарка», установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии в 22 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший британской группой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его «Бисмарком». На «Принце Уэльском» поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов капитан Линдеман заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. «Принц Ойген» и «Бисмарк» открыли ответный огонь по «Худу». Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как «Худ» до конца продолжал стрелять по «Принцу Ойгену».
В 5:56 «Принц Уэльский» шестым залпом добился попадания: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. В результате «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след. Но минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Ойгена» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары. «Бисмарк» получил попадание от девятого залпа «Принца Уэльского» ниже ватерлинии, а минуту спустя и третье. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16—17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, вероятно, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка» в хранилище боезапаса, корабль разорвало на две части, нос и корма взлетели в воздух, и он затонул за считанные минуты. Кроме трёх человек, вся команда, состоявшая из 1418 человек, погибла. Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». К тому же «Принц Уэльский» был новым кораблём, на нём всё ещё не были закончены работы по окончательной установке орудий, и рабочие верфи пытались во время боя отремонтировать заклинившие орудия носовой четырёхорудийной башни. Линкор прикрылся дымовой завесой и вышел из боя, в ходе которого он получил семь попаданий. На «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в котельное отделение № 2 начала поступать вода, пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться «Шарнхорст» и «Гнейзенау».
Английские «Норфолк», «Саффолк» и «Принц Уэльский» продолжали преследование немцев, сообщая об их местонахождении. Гибель «Худа» очень "расстроила" англичан, и для расследования её обстоятельств позднее была учреждена специальная комиссия. Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей отправили на охоту за «Бисмарком», включая корабли охранения многих конвоев. 24 мая в 18:14 «Бисмарк» в тумане развернулся прямо на преследовавших его англичан. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уйти в сторону, а «Принц Ойген» благодаря этому манёвру смог скрыться. Помните про тот момент, когда «Бисмарк» не стал дозаправляться? В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива «Бисмарк» не может продолжать попытки уйти от преследователей и вынужден идти прямо в Сен-Назер. Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу «Викториес» сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев «Суордфиш». Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного торпедного попадания по правому борту, но в целом эта атака не вызвала заметных повреждений на «Бисмарке». В ночь с 24 на 25 мая «Бисмарк», воспользовавшись тем, что его преследователи, по-видимому, опасаясь возможной атаки подводных лодок, начали совершать зигзаги, смог временно скрыться. В 4:01 25 мая «Саффолк» сообщил: «контакт с неприятелем потерян».
В 10:10 26 мая «Бисмарк» был вновь обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста американо-британским экипажем гидроплана «Каталина» британского командования береговой авиации. К 17:40 британский крейсер «Шеффилд» установил визуальный контакт с «Бисмарком» и начал его преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройял» начали атаку «Бисмарка». Две машины велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше атакующих и с трудом различали их на фоне волнующегося моря. Британский пилот тихоходного биплана «Суордфиш» Джон Моффат добился попадания, которое имело решающее последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, причинив тяжёлое повреждение рулевого механизма и заклинив рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли и линкор стал двигаться на северо-запад. Около 21:45 «Бисмарк» открыл огонь по «Шеффилду», ранив 12 человек, а ночью вступил в бой с британским соединением, состоявшим из эсминцев «Казак», «Сикх», «Зулус» и «Маори», вместе с переданным Великобританией польскому флоту эсминцем «Гром». Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий. К утру была дана команда остановить машины. Корабль уже был в радиусе действия бомбардировочной авиации Германии, но она не оказала помощи «Бисмарку». Инженер-капитан Юнак запросил мостик о разрешении дать хотя бы малый ход по технической необходимости. С мостика ответили: «Ах, делайте, что хотите». Кораблю был дан малый ход. В 8:15 была в последний раз объявлена боевая тревога.
Потопление
27 мая в 08:00 утра «Родни» и «Король Георг V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 21 морской мили. На тот момент видимость была только 10 морских миль и волнение моря достигало 4—5 баллов. Ветер дул с северо-запада, по силе равный 6—7 баллам. Огонь был открыт в 08:47. «Бисмарк» ответил огнём, но его неспособность уклоняться и крен негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль лёгкой целью для тяжёлых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших свою огневую мощь. В 09:08 406-мм снаряд с «Родни» поразил обе носовые башни «Бисмарка» «Anton» и «Bruno», выведя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля «Caesar» и «Dora» продолжали стрельбу на близкой дистанции, но попаданий не добились. В 09:21 «Dora» была подбита. Команде «Anton» удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 «Caesar» дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили «Родни», заклинив торпедные аппараты. Огонь «Бисмарка» в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родни», возможно, в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом».
Когда адмирал Гернси наблюдал это, он заметил: «Слава Богу, немцы стреляют по „Родни“». После 44 минут боя тяжёлые орудия «Бисмарка» смолкли и «Родни» подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как «Король Георг V» продолжал стрельбу с большего расстояния. «Бисмарк» не спускал боевого флага. Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Иоганн Ганс Циммерман (кочегар котельного отделения «Бисмарка») рассказывал о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеман считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть корабль, или же нет. В то же время, некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.
«Бисмарк» ушёл под воду в 10:39 утра, встав на дне на ровный киль. Некоторые из членов команды не делали попытки отплыть подальше, но карабкались на днище и ушли под воду вместе с кораблём, с поднятыми для приветствия руками. До появления немецкой подлодки англичане сумели спасти 111 моряков «Бисмарка», остальных они были вынуждены бросить и уйти. Среди спасённых был корабельный кот Непотопляемый Сэм, который пережил три кораблекрушения! После этого боя Джон Тови написал в своих мемуарах: «„Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».
Вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, долгое время являлся предметом дискуссий: торпеды ли причинили смертельное повреждение, или же корабль затонул в результате действий трюмной команды, получившей приказ открыть кингстоны. Существует мнение, что остойчивость корабля была нарушена совместным действием этих факторов. Как бы то ни было, подводная экспедиция Д. Камерона к затонувшему кораблю показала, что кингстоны корабля открыты.
Спасибо за прочтение!
В этой статье вы можете почитать про уникальный японский линкор "Ямато".