Найти тему

3 ошибки взрослых в детской игре

Оглавление
Фото из архива автора
Фото из архива автора

Малыш играет. А что делаете вы?

Игра должна доставлять ребёнку особенную радость. Это или радость творчества, или радость получения хорошего результата, или радость победы. И родители должны помочь малышу в достижении всего этого. Но, к сожалению, иногда взрослые своим бездействием или неверным влиянием на игру не способствуют гармоничному развитию детей.

Главное дело маленького человека

За каждой детской игрой всегда стоит нечто большее, чем просто развлечение. Для ребенка игра является важнейшим способом знакомства с окружающим миром, с теми ролями, которые ему предстоит играть во взрослой жизни.

Игра учит ребенка разбираться в собственных чувствах и переживаниях, придерживаться определенных правил, следовать каким-то законам. Игра даже лечит, если разумно ее использовать. Детские психологи при помощи игр снимают у малышей многие страхи и комплексы.

«Займись чем-нибудь!»

Некоторые родители не интересуются игрой своего ребенка и думают, что он и сам знает, во что и как лучше играть. Малыш проводит большую часть времени в одиночестве, возможно, перед телевизором или компьютером. Он сам выбирает себе игрушки и сам организует игру.

В такой семье часто звучат фразы: «Не приставай! Отстань! Поиграй один! Иди в свою комнату!». Иногда ребенку и заняться-то нечем: в доме нет игрового материала, способного его заинтересовать и увлечь.

«Не так! Вот как надо!»

Другие родители постоянно вмешиваются в игру, что-то показывают, что-то рассказывают ребенку, дают ему игровые задачи, часто решают их раньше, чем он. Малышу ничего не остаётся, как слушать взрослых и наблюдать за ними.

Складывается впечатление, что в некоторых семьях играют больше родители, чем ребёнок. Малыш строит крепость, отец присаживается рядом с ним и говорит: «Ты не так делаешь, смотри, как надо».

В подобных ситуациях ребенок, как правило, повторяет только то, что демонстрируют ему папа и мама. Он не учится преодолевать трудности, самостоятельно добиваться желаемого результата и очень рано привыкает к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. Часто у такого ребенка развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей, другими словами, формируется низкая самооценка.

«Смотри, что мы тебе купили!»

Некоторые взрослые считают, что самое главное в процессе детского развития заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие суммы на их покупку, заполняют ими весь дом и гордятся этим. Такие родители, как правило, очень любят приобретать замысловатые механические и огромные мягкие игрушки. Иногда детская комната становится похожей на игрушечный магазин.

Малыш в лучшем случае становится коллекционером игрушек или играет без увлечения, а в худшем – не только без всякого интереса переходит от игрушки к игрушке, но портит и ломает их и требует новых покупок. В ситуации получения желаемого, ребёнок хвастается тем, что ему подарили «классную» машинку или куклу, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких отличных игрушек.

Заботьтесь об особом «материале» детских игр

Говоря о влиянии взрослых на игру детей, К.Д. Ушинский, великий русский педагог 19 века, писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы накупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели».

Татьяна Порецких