Найти тему
Пишу, писала, буду писать.

Душе родные чувства.

Фото с интернета.
Фото с интернета.

Грандиозную уборку по дому устроила дочь, приехавшая в отпуск.

Уборка это что-то вроде ритуала у неё. Её уборка начинается не с протирания пыли по дому, а это ещё навести порядок в личных вещах. Потом перебирает общие вещи и грандиозный архив, накопленный годами. Начинается с разбора вещей, избавление от лишнего.

Дочь говорит-С лишними вещами уходят лишние чувства, мешающие жить.

И только потом создаёт свою красоту в освобожденном от всего не нужного пространстве.

Мария Николаевна сидит и наблюдает за ней, стараясь не упускать каждое её движение. Ей не важен процессе уборки, нет, она боится что дочь и выкинет нечто очень дорогую ей вещь.

У каждой вещички есть своя история. Например вот это маленькая коробочка, в ней ручка, двухсторонняя, таких теперь не делают. Одна сторона голубого цвета, а вторая красная.

Фото с интернета.
Фото с интернета.

А рядом значок заслуженного педагога. Это ручка самая любимая была у неё. А значок её заслуга. Эту коробку выкидывать никак нельзя, да и далеко не уберёшь. Потому что нет нет да Мария Николаевна иногда достаёт и смотрит милые ей вещи. А во второй, в большой коробке лежать грамоты ордена, государственные награды. Тоже пару раз в год она их достаёт и рассматривает. Есть у неё даже несколько тетрадок её первых учеников. А вот тетради своих детей не сохранила ни одну.

Вот так и разбираются личные вещи. В итоге ничего и не выкидывается, а просто вытирается пыль. Это её прошлое, а прошлое она не может вычеркнуть.

Эй как вчера было всё, в конце пятидесятых годов, после получения диплома преподавателя, её направили в одну из начальных школ. Молодая была ещё совсем. Жила у одной бабушки. Познакомилась с будущем мужем. Первый парень в деревне. Он тоже недавно закончил сельскохозяйственный техникум, родственники из образованных, уважаемые люди. Вышла замуж за него.

Фото с интернета.
Фото с интернета.

Она работала в школе. Одна учила всех детей деревни, а в те года детей было много. Почти в каждой семьи по пять или шесть детей. Муж Роман работал бригадиром, потом заведующий молочной фермы. Родились дети, их пятеро. Ещё и свёкров с ними жила.

Со временем хорошие люди стали шептать ей о том, что муж то гуляет.

Что делать? Семья, дети, должность. Надо держать планку образцовой советской семьи.

Появились и плоды его похождений на лево. У какой-то родилась дочь, у той тоже дочь. Ну в основном все девочки. Сам то он их не признавал. Терпела Мария. Она же потом этих девочек учила в начальных классах.

Так-то она ни в чем не нуждалась. Муж всем обеспечивал свою семью. Но гулять не перестал. Мария пыталась и поговорить с ним и пристыдит, но всё в пустую. Осталось лишь терпеть. Дети росли, и свёкров умерла. Да и Мария привыкла уже к своей судьбе. Работала, не обращая на сплетни о муже. Мужа перевели по работе в соседнее село. Утром уходил, вечером приходил. Мог и вообще не приходить. Горбатого могила не исправить, там то ещё больше было выбора ему гулять. То у одной, то у другой видели его. Где с кем был, всё доносили Марии. Она молчала, муж то ещё раньше предупредил же:- Я гуляю для разнообразия, не хочешь так жить, уходи. Если останешься, то разговора на эту тему больше не заводи, у тебя всё будет, нуждаться в чем либо не будешь. А если ты надумаешь мне изменять, то тебе не жить.

И на этом всё, так и жили дальше, создавая образ идеальной семьи.

Фото с интернета.
Фото с интернета.

Муж ещё и выйдя на пенсию несколько лет работал. Потом после случившегося микроинфаркта пришлось ему уйти с работы.

Стаж работы у Марии Николаевны около сорока лет. А сколько учеников то было у неё. До сих пор звонят и пишут. Свои дети уже кто на пенсии, кто вот-вот выйдет. Внуки и правнуки есть. Были и радости и огорчения, всё было. Но она никогда ничего не рассказывала, ни с кем не делилась.

Вот дочка у неё спрашивает:- Почему же ты мама не уходила, а всё терпела? Работу ты всё равно нашла бы.

Да работу нашла бы. Но как уходить, какой это пример для других. Ведь я учитель. Я пример в деревни для подражания. К этому же, у меня были родственники мои, младше меня. Я самая старшая. Им то какой пример покажу. Нет, по этому я терпела, даже своей матери не рассказывала, не хотела огорчать её. Когда она приезжала ко мне в гости, мужа просила прийти дамой вовремя. Играла роль самой счастливой жены и матери. Деточка моя, надо было быть умной и хитрой. Иначе никак. Это сейчас вон все разведены, начиная от президента и кончая рядовым. А тогда не принята была развестись. Вышла замуж, будь добра живи, терпи. Женился, то же самое. Можно было конечно и в райком и в партком пойти жаловаться, и в партбюро писать. Его вызвали бы, отняли бы партийный билет. Может и с работы сняли бы. Но от этого ничего не изменился бы. - говорила Мария Николаевна вспоминая те года.

Времена и нравы. И муж давно умер, Мария Николаевна осталась одна. Почти рядом живёт сын, к ним не хочет она. Второй сын в городе, тоже завет. Дочери. Тоже в городах, тоже зовут, не хочет Мария Николаевна оставить свой дом. Пропадёт без него дом. Дом то добротный, газ проведена, всё есть, продукты дети привозят. Вот заболеть только нельзя, нет медпункта ни аптеки. Да и скорая не сразу доберётся, особенно зимой. До этого то она обходилась без медицины. Летом травами запасаются. Лекарства тоже дети привозят. Так и коротала она все свои девяносто годов. Телевизор она не смотреть уже давно, потому что ничего хорошего там. Это раньше можно было и кино и концерты смотреть, а новости обязательно уж. Больше всего она слушает музыку, хорошую, классическую. Что-либо делать зрение уже подводит. Вот и уборку закончили, дочь видимо не хотела обидеть маму. Ничего на этот раз не выкидывала. Лишь местами поменяла, протирая пыли. Не нашлись лишние вещи с лишними чувствами.

Фото с интернета.
Фото с интернета.