Найти в Дзене
Lost Art

Сгоревшие ювелиры ("Групповой портрет с шестью амстердамскими ювелирами" (1627) - Томас де Кейзер; сгорела в 1947 г.)

Музей изобразительного искусства Страсбурга далеко не самый известный музей не только в Европе, но и в самой Франции, что нисколько не умаляет его значимости, а лишь свидетельствует о большом количестве первоклассных европейских музеев. Впрочем, коллекция страсбургского музея тоже поистине уникальная и включает в себя, казалось бы, почти всех мыслимых старых (и не очень) европейских мастеров от Джотто, Боттичелли и Рафаэля до Рубенса, Эль Греко, Гойи, Делакруа, Дега и Синьяка. Это тем более удивительно, так как история музея напоминает легенду о Фениксе, который постоянно восстает в буквальном смысле этого слова из пепла. Идея создания Музея изобразительных искусств в Страсбурге связана с именем Жан-Антуана Шапталя, министра внутренних дел при Наполеоне. Именно его декретом от 14 сентября 1801 года был утвержден список из 15 провинциальных музеев Франции, дабы провести децентрализацию наследия нации и позволить всем французам наслаждаться произведениями искусства. Способ пополнения нов

Музей изобразительного искусства Страсбурга далеко не самый известный музей не только в Европе, но и в самой Франции, что нисколько не умаляет его значимости, а лишь свидетельствует о большом количестве первоклассных европейских музеев. Впрочем, коллекция страсбургского музея тоже поистине уникальная и включает в себя, казалось бы, почти всех мыслимых старых (и не очень) европейских мастеров от Джотто, Боттичелли и Рафаэля до Рубенса, Эль Греко, Гойи, Делакруа, Дега и Синьяка. Это тем более удивительно, так как история музея напоминает легенду о Фениксе, который постоянно восстает в буквальном смысле этого слова из пепла.

Идея создания Музея изобразительных искусств в Страсбурге связана с именем Жан-Антуана Шапталя, министра внутренних дел при Наполеоне. Именно его декретом от 14 сентября 1801 года был утвержден список из 15 провинциальных музеев Франции, дабы провести децентрализацию наследия нации и позволить всем французам наслаждаться произведениями искусства. Способ пополнения новых музеев, предложенный правительством Наполеона, спустя чуть более ста лет один в один повторило советское правительство: изъять излишки из главного музея страны, а также передать конфискованное из церквей и домов бежавших аристократов.

Почти 70 лет страсбургский Музей изобразительных искусств активно развивался, пока 24 августа 1870 года прусская артиллерия не уничтожила здание музея, а вместе с ним и всю его коллекцию. Страсбург на 50 лет вошел в состав Германской империи, правители которой были также не чужды искусству и решили возродить музей в еще большем величии. В качестве нового помещения был выбран роскошный Дворец Роган.

Музей успешно пережил Первую мировою войну, однако достаточно сильно пострадал при бомбардировке Страсбурга американцами 11 августа 1944 года во время Второй мировой. Но самое разрушительное эхо этой бомбардировки заставило себя ждать еще три года. В результате урона, причиненного Дворцу Роган, здание стало отсыревать, что грозило появлением плесени и разрушением как экспонатов, так и самого дворца. Обнаруженную в конструкциях гниль пытались уничтожить специальными газовыми горелками. Судя по всему, искра от одной из них порывом ветра была отнесена на сухие перекрытия, и в ночь на 13 августа 1947 года возникший пожар уничтожил несколько только-только отреставрированных помещений, а вместе с ними 30 произведений европейских мастеров.

Несмотря на тяжесть утраты, для музея это была в некоторым смысле история с хорошим концом. За погибшие картины была получена достаточно существенная страховая выплата, при помощи которой были приобретены многие другие ценные холсты. Хотя, конечно, погибших картины это вернуть не может. Среди утраченных работ был в том числе «Групповой портрет с шестью амстердамскими ювелирами» Томаса де Кейзера.

Томас де Кейзер относится к так называемым «малым голландцам», хотя есть в этом названии что-то несправедливое, необоснованно принижающее значение художника. Так и в современных крайне скудных биографиях де Кейзера принято говорить о том, что на его творчество оказал большое влияние Рембрандт, но, на самом деле, это у де Кейзера Рембрандт почерпнул множество приемов и сюжетов для своих картин. Более того, многие работы де Кейзера долгое время ошибочно приписывались Рембрандту.

Картина «Групповой портрет с шестью амстердамскими ювелирами» была написала Томасом де Кейзером в 1627 году в самом расцвете его творческого пути. Имена всех, кто изображен на картине, доподлинно неизвестны, в связи с чем у работы есть множество различных названий, включая «Банкиры Амстердама», «Офицеры Амстердамской гильдии золотых и серебряных дел мастеров», а также «Дружеский портрет и посмертная дань уважения Андресу Фредериксу». Андрес Фредерикс был ювелиром из Амстердама. Именно он изображен третьим слева. Положив руку ему на плечо, стоит его сын, который очевидно выделяется среди остальных и молодостью, и качеством изображения. Его фигура была пририсована спустя несколько лет после создания самой картины.

Все герои держат в руках странные металлические предметы, по всей видимости, указывающие на специфику их занятий. Этот незамысловатый прием де Кейзер часто использовал в своих портретах. Сначала такая несколько нелепая композиция вызывает улыбку, но, если приглядеться к персонажам, становится очевидным, насколько живо художнику удалось изобразить компанию друзей, просто собравшихся по какому-то поводу. Они выглядят как люди, решившие сделать фото на память, в то время как провинциальный фотограф зачем-то раздал им непонятный реквизит, с которым не очень ясно, что делать, но который нисколько не мешает ни им, ни художнику запечатлеть это мгновение, когда они вместе.