Как всегда, хотела я уже заканчивать со сравнением образов героев из "Бесприданницы" Островского, но никак не могу. Сегодня предлагаю поговорить о ещё одном колоритном персонаже, и это Мокий Парменыч Кнуров.
Я всегда представляла Кнурова этаким крупным и грузным мужчиной в дорогом костюме и с окладистой бородой.
"Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием."*
В пьесе неоднократно упоминается, что это человек крайне влиятельный и уважаемый в обществе:
"В таких случаях такого доброго друга <Кнурова>, солидного, прочного, иметь необходимо."*
Почти все время он живёт в Москве, Петербурге или заграницей, а сюда, в Бряхимов приезжает исключительно по делам и старается надолго не задерживаться, потому что в местном провинциальном обществе ему невероятно скучно.
"С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее."*
Кнуров совершенно не скрывает, что очарован юной красавицей Ларисой, но разводиться со своей женой, чтобы жениться на ней, он, разумеется, не собирается:
"Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат."*
В конце пьесы Кнуров и Вожеватов бросают жребий, кому достанется Лариса. Жребий выпадает Кнурову и он тотчас же делает девушке заманчивое предложение, только вот не руки и сердца.
"Я только желаю вам добра и счастия, чего вы вполне заслуживаете. Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку? <...> И полное обеспечение на всю жизнь?*"
При этом он убеждает Ларису, что она не будет ни в чем нуждаться и что никто не будет злословить за ее спиной.
"Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня; и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были. Для меня невозможного мало."*
Лариса уже даже хочет согласиться: "Уж если быть вещью, так <....> быть вещью дорогой, очень дорогой", но Карандышев в сердцах кричит знаменитое: "Так не доставайся же ты никому". Финал известен.
Кнуров интересен. На самом деле он интереснее нелепого Карандышева, интереснее "широкого душой" Паратова, интереснее страдающей Ларисы. А все потому, что Кнуров умен, удачлив...и истинный игрок. Он видит свою цель и идет к ней. И, так уж выпало, что в этот раз в маленьком уездном городе Бряхимове целью Кнурова стала Лариса. Ради Ларисы он готов рискнуть. Именно он делает всю сцену: выводит из гонки за девушку Вожеватова, организовывает встречу Лариса-Паратов...Ведь без той "связи", что покажет всю ничтожность намерений "идела" Ларисы, она не поедет с Кнуровым - так и будет мечтать, страдать и вздыхать. Раненая Паратовым, Лариса - легкая добыча. Кто станет всерьез рассматривать Карандышева?
В экранизации 1936 года Мокия Парменыча играет Михаил Климов.
В этой постановке, наверное, ввиду времени съёмки, все персонажи получились гротескными. Кнуров не исключение. Его сделали персонажем почти комическим: с его мимикой, жестами и интонациями доброго колдуна из сказки. Мокий Парменыч - все же купец, человек серьезный и обстоятельный, к клоунаде не склонный.
А вот в телеспектакле 1974 года, где все главные актеры как будто не на своих местах, второстепенные, наоборот, весьма интересные. Роль Мокия Парменыча исполняет Иван Воронов.
Мы видим уже серьезного, хваткого человека, который точно знает, чего хочет и как этого добиться. Он лишён эмоциональности, но преисполнен уверенности в себе и полного непробиваемого спокойствия: от шляпы до кончика трости. На мой, впрочем, вкус, этот Кнуров недостаточно харизматичен, особенно в сравнении со следующим исполнением.
В "Жестком романсе" Рязанова образ Кнурова воплотил на экране Алексей Петренко.
И снова подтверждается моя теория о том, что все актеры для этой экранизации отобраны первоклассно. По крайней мере, я его искренне обожаю. В этом исполнении есть все, что должно быть у Кнурова: и одежда с иголочки, и спокойная уверенность, а вместе с тем и некоторая расслабленность и то умиротворение, что бывает у богатых и сытых людей, уверенных в завтрашнем дне. Такой Кнуров - не из рядовых купцов, он - делец, умный и умелый. Такой может организовать всю ту "игру", что идет за Ларису. И он бы выиграл, как выигрывает всегда, если бы не эта "случайность" - Карандышев, чей порыв было невозможно предусмотреть.
В экранизации 2011 года, перенесенной в наши дни, Кнурова играет Павел Сборщиков.
Этот Кнуров неожиданно помолодел, из аристократического Мокия превратился в скучного Мишу и стал ровесником и бывшим одноклассником Ларисы, Паратова, Карандышева и Вожеватова. Большую часть фильма он находится в состоянии...нестояния, поэтому, хоть и честно выигрывает Ларису в покер, даже предложить ей ничего не может: на ногах не держится, да и язык заплетается.
Короче говоря, мы снова столкнулись с тем, что лучшей экранизации пьесы, чем фильма 1984 года нет.
*"Бесприданница" А.Н. Островский
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока можно прочитать другие мои статьи, например: