Найти тему
Книжный имаджинариум

Что думал Бертольд Брехт о радио

Оглавление

Жизнь талантливого драматурга и писателя Бертольда Брехта сложилась очень интересной для написания яркой биографии о судьбе творческой интеллигенции на фоне бурных событий Западной Европы XX столетия.

Родился будущий драматург в кайзеровской Германии, в баварском городке Аугсбург. Учился, как и многие другие крупные мыслители материалистического направления, в клерикальном учебном заведении. В нашем случае, в народной школе францисканского монашеского ордена.

Очень рано Бертольд Брехт стал тяготеть к левым взглядам. Но, приняв участие в революционных событиях в Германии после отречения императора Вильгельма II от престола, Брехт отошел от политической активности и занялся театральной деятельностью.

Немецкий драматург, прозаик, театральный деятель Бертольд Брехт (1898-1956)
Немецкий драматург, прозаик, театральный деятель Бертольд Брехт (1898-1956)

Пьесы «Трехгрошовая опера» и «Мамаша Кураж и ее дети» сделали Брехта всемирно известным драматургом. Менее известно, что Брехт пытался создать теорию о радио, которое широко вошло в массовое употребление, начиная с 20-х годов XX века.

Теория о радио Бертольда Брехта

Уже в первых работах, посвященных возможности полезного использования радио для просвещения масс, Бертольд Брехт критикует буржуазию, в руках которой оказалось это средство передачи информации, за плачевные результаты.

  • Буржуазия, по мнению Брехта, говорит только о «возможностях», заключенных в радио. Отсюда возникает чудовищная переоценка всех вещей и устройств, в которых заключены данные «возможности». Просто буржуазии оказывается нечего сказать своим слушателям.
-2
  • Радио должно включаться в общественную жизнь и стать вместо распределительного аппарата, то есть средства передачи информации, коммуникативным аппаратом, то есть средством приема сообщения от слушателя.
  • Например, радио должно информировать слушателей о состоянии дел государственного управления. Направлять правительству вопросы управляемых и получать ответы от чиновников управляющих людей.
  • Формальной задачей радиовещания является обучение, особенно молодежи. Процессу обучения нужно придать художественную форму. Старая опера или драма шекспировского типа для этой задачи не подходит, так как они обращаются к человеку-одиночке, отъединенного от коллектива, вкладывая в данного человека свои симпатии и чувства.
  • Требуется создать театр эпической драматургии, с возможностью связать данный тип театра с комментарием, являющимся равноправным дополнением к самой драме.

Любопытно, что первые учебные опыты с эпической драмой Бертольд Брехт воплотил в пьесе «Перелет через океан» (1929 год). Изначально пьеса называлась «Перелет Линдберга», посвященная первому полету через Атлантический океан американского летчика Чарльза Линдберга. После того, как Линдберг встал на профашистские позиции, Брехт изменил название пьесы.

Американский лётчик Чарльз Линдберг (1902-1974)
Американский лётчик Чарльз Линдберг (1902-1974)

В ходе эксперимента, при демонстрации «Перелета через океан» на Музыкальном фестивале в Баден-Бадене, по левую сторону сцены находился радиооркестр с аппаратурой и вокалистами. По правую – находился слушатель, исполняющий по партитуре партию летчика. Причем указанный слушатель пел по своим нотам, слушая музыкальное сопровождение, передаваемое по радио. Это позволяло включить его в коллектив, стать ему участником события.

Для утверждения смысла всего целого и должна служить партия летчиков, исполняемая хором. Совместное пение способствует задаче педагогического воздействия на слушателей.

Скрытые возможности радио

Когда Бертольд Брехт писал о коммуникативной роли радио и создании диалогического сообщения между источником радиоволн и слушателем, будущий министр пропаганды III Рейха Йозеф Геббельс проводил совещания с приятелями Брехта Альфредом Брауном и Арнольдом Бронненом о «скрытых возможностях» радио.

Идеи Брехта были восприняты Геббельсом для политизации радио, как источника моментального распространения официальной позиции по любому направлению человеческой деятельности.

После этого появился интернет. Возможность высказать свою точку зрения превратило «всемирную сеть» в место непроверенной, хаотичной и откровенно развлекательной информации. Площадка для просвещения, задуманная Брехтом, стала хранилищем легкомысленного «контента», а обмен мнениями – в гимн хамству и мнимый экспертный взгляд сообщества бескомпромиссных дилетантов.

Будем надеяться, что идеи Бертольда Брехта не потеряли своей актуальности и скоро найдется немало возможностей для их скорейшего воплощения в жизнь.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!