Православная храмовая архитектура имеет тысячелетнюю историю. Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи считается одной из первых на Руси. Примерная дата постройки это начало X века, а основа ее, это остатки еще более древнего храма VI века.
Церковь Спаса на Ильине в Великом Новгороде 1374 год постройки.
Всем известная церковь Покрова на Нерли под Владимиром середина XII века.
Покрова на Нерли очень красивая и лаконичная постройка, которая до сих пор может изумить, даже самого не искушенного зрителя.
Софийский Собор в Великом Новгороде 1050 года постройки.
Со временем стили наших церквей менялись. Сначала было сильное влияние Византии, а потом пришли итальянские зодчие.
Успенский собор Московского Кремля 1479 года.
Хочется еще вспомнить два прекрасных храма в Муроме. Надвартный храм иконы Божией Матери 1648 года и Благовещенский собор (начало строительства XVI век, перестроен в 1660-годы). Отличные два примеры стиля узорочье.
Не могу не отметить скит патриарха Никона на территории Новоиерусалимского монастыря. Скит упоминается в монастырской описи 1679 года.
По-моему это очень интересное строение с необычной архитектурой. Наличники и другие детали традиционные для русского зодчества и форма объемов, которые у меня вызывают ассоциации с конструктивизмом, который появится только через несколько веков.
Конечно же нельзя не упомянуть деревянное Зодчество!
Церковь Преображения Господня на острове Кижи 1714 года постройки.
Собор Успения в Крутицком подворье в Москве XVII.
Кстати и экспериментов не боялись и пробовали разные архитектурные стили.
Храм Знамения в Подольске 1698 года в стиле барокко.
Была у нас даже неоготика!
Владимирская церковь в Быково 1789 года.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на рву 1561 года постройки. Всем он известен как Храм Василия Блаженного, но настоящее название другое, так как раньше между храмом и кремлевской стеной был ров.
Есть у нас примеры и европейского классицизма в Петербурге.
Казанский собор 1811 года.
Исаакиевский собор 1858 года.
В конце XIX начале XX века пришел в храмовую архитектуру модерн. Чаще всего это были старообрядческие церкви.
Покровская церковь в Малом Гавриковом переулке в Москве. Построена в 1910 году.
Воскресенская церковь в Токмаковым переулке 1907 года.
Храм Николая Чудотворца у Тверской заставы 1916 года. Тут модерна практически нет, но колокольня все равно необычная.
Еще вот вспомнил Морской собор святителя Николая Чудотворца 1913 года. Исполнен в неовизантийском стиле и с элементами модерна.
Если будете в Питере, то рекомендую завернуть в Кронштадт. У собора потрясающие детали снаружи. Всякие барельефы высеченные из белого камня, и внутри очень много интересного и необычного. Весь декор храма с морской тематикой!
Мы уже подходим к финалу.
Вот творения советского архитектора Щусева, который еще до революции успел построить несколько очень необычных церквей. Напоминаю, что именно он автор мавзолея Ленина, станции метро Комсомольская и гостиница Москвы.
Собор Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве 1910 года.
Спасо-Преображенский храм в усадьбе Натальевка 1908 года (Харьковская область).
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле (1911-1917)
Все эти церкви сочетают в себе элементы модерна и неорусского стиля.
Щусев даже спроектировал церковь Николая Чудотворца в городе Бари (Италия) 1913-1914 год.
Таким образом, последние значимые постройки в храмовом зодчестве России были сделаны именно им.
Но что же было дальше? Как раз в эти же года стал развиваться конструктивизм. Одно из самых значимых архитектурных направлений, которое было "подарено" миру Россией. Наша настоящая гордость. Эти архитектурные памятники изучают в лучших арх. университетах мира.
Было бы интересно увидеть как бы наши архитекторы в те года сделали церковь в таком стиле. И знаете, такой пример есть!
Это Православная церковь, построена 1930-1931 годах по проекту русского архитектора Петра Левицкого в Брно в Чехии.
На самом деле, если бы не 17-й год, то это должно было произойти и в России, с точки зрения стилистической эволюции в храмовой архитектуре.
У нас этого не произошло, потому что вместо православия появился коммунизм, который очень "здорово" его заменил. И вот у нас на Красной площади есть усыпальница и "святые мощи" революционера.
И храмовую архитектуру заменило это!
Тот самый сталинский ампир. И самое большое здание в мире на тот момент высотой 495 метров! Проект должен был быть реализован на месте взорванного Храма Христа Спасителя, очень символично. Но война помешала этим планам. Успели сделать лишь фундамент. Потом на его основе сделают бассейн.
Вот вам пару картинок, чтобы понимать масштаб.
На самом деле было бы интересно, если бы коммунизм в качестве одной из скреп, активно использовал религию и мы бы увидели православный храм с советской символикой и в стиле сталинского ампира, а затем в стиле советского модернизма-брутализма. Но этому было не суждено сбыться.
Потом было 70 лет затишья. И вот СССР распался, а православие расправило плечи! По логике должно было произойти что-то интересное с новыми церквями в архитектурном плане. Но к большому сожалению, в основном стали строить с оглядкой на XVIII-XIX век. Ну и в своем большинстве это абсолютно вторично, бессмысленно и неинтересно.
Но без мега проектов не обошлось. На огонек ворвался наш "любимый" Лужков с "восстановлением" Храма Христа Спасителя на прежнем месте. (Как по мне, лучше бы остался бассейн.)
Построили его в 90-х. И конечно очень жаль, что это просто подделка, которая не особо пытается быть похожим на оригинальный проект. Простой пример. В оригинальном храме, все барельефы с фигурами на фасаде были высечены из белого камня. (Их оригинальные остатки можно увидеть в Донском монастыре.) В новой версии все было сделано из бронзы. Да и по ходу многое в проекте меняли под "современные нужды".
Вот таким проектом мы ворвались в новое тысячелетие. Я бы с большом интересом посмотрел на храм в стиле "Лужковская эклектика = говно", но как и храма в стиле сталинского ампира, мы такого уже не увидим. Хотя кто знает? Ведь икона со Сталиным уже существует, хоть и не всеми одобряется. И на том спасибо.
Но неужели в 21 веке нет ничего достойного, что переосмысливает наше храмовое зодчество? Я думаю есть, но реализованных проектов очень мало. Мне не очень понятна такая упертость. Ведь и готика и барокко, да и классицизм для православия чужды. Но такие храмы есть и службы в них проводят. Хотя в свое время они тоже вызывали вопросы.
Вот несколько достойных концепций.
Эта концепция, которую даже рассматривали для реализации. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Самаркандском Бульваре. Лично мне очень нравится.
А вот этот проект будет реализован, о нем объявили 2019 году.
Мне больше нравится проект описанный выше, но в любом случае эти перемены к лучшему.
Правда ни одного интересного реализованного проекта на сегодняшний день так и нет. Или есть? Свято Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр в Париже! Построен в 2013 году. Его почему-то не любят многие русские архитекторы, но для меня это загадка.
Мне кажется это отличный пример современной религиозной архитектуры, а еще там приятное соседство с Эйфелевой башней.
Также есть еще православная церковь в Германии.
Мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца был заложен в 2007 году и вот через десять лет построен по заказу Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Автор проекта – бюро Tchoban Voss Architekten, партнером которого является известный архитектор Сергей Чобан.
По моему очень хорошее лаконичное переосмысление русско-византийской традиции.
Забавно что мы такие прогрессивные только на чужбине.
Есть еще один крупный религиозный проект в России, который появился совсем недавно. Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации, который посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Свои двери он открыл 9 мая 2020 года.
Я там лично еще не был, но сделаю свое суждения по фотографиям проекта. И могу сказать что он мне не нравится. Во первых стекла на сводах крыши выглядят как-то странно и дешево. Ну и опять же, тут нет какого-то особенного архитектурно-стилевого развития. Очередной проект с оглядкой на неовизантийский стиль.
Ну и еще один пример, это Никольский собор в Павшинской пойме. По архитектуре достаточно интересный. На фасаде элементы, в которых узнаются храмы владимирской школы.
Но с куполами, что-то перемудрили. Ночью они светятся разными цветами и выглядит это ужасно не уместно. Похоже на какое-то казино "Лос Православос". Для меня загадка, как такое решение было одобрено, а при этом храмы в современной архитектуре строить не позволяют.
Вы спросите меня, к чему же этот ликбез по храмовой архитектуре? Дело в том, что я увидел одну новую церковь, а точнее это целый комплекс, где три функции в одном строении! Там есть и колокольня и воскресная школа и церковь сама. Она строилась много лет на пожертвования. В какие-то годы стройка вообще замораживалась, но ни смотря ни на что, она завершена.
В этой статье я кратко прошелся по тысячелетней историей храмовой зодчества в России, чтобы в финале было еще интереснее. Представляю вам Крестовоздвиженскую церковь в Митино. Окончание строительства было в 2021 году. Здесь сосредоточена мудрость веков.
Можно подумать, что это придорожный отель, строительный магазин или шашлычная "У обочины". Но купол выдает истинное предназначение. Еще не хватает креста на колокольне. Это даже не архитектурная импотенция, а просто жуткий позор и стыд.
Здесь можно увидеть процесс строительства. Ведь это строили на полном серьезе. Как же нужно относится к с своей вере и Богу, чтобы делать такое строение.
Нашел еще такую картинку. Изначальная задумка была иная. Это конечно тоже полная хрень, но на нее я бы скорее всего не обратил внимания. Что у этих людей в голове? Ну ведь куча храмов есть, возьми любой и сделай копию, будет точно лучше чем это, даже если сделать через одно место.
Но то что они сделали... Я бы на месте наших религиозных правоборцев обратил внимание на это. Ведь есть "прекрасная" статья УК РФ 148.
1. Публичные действия, выражающие неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Можно ведь строительство какого-то говна, под гордым названием "воскресная школа-колокольня-храм", расценивать как публичное действие совершенное в целях оскорблением моих религиозных чувств?
Знаете, меня больше всего бесит, что вместо того, чтобы въехать в какое-то временное помещение, если негде службы проводить, и построить что-то нормальное, но пусть это будет дольше, они делают вот так.
Это ведь место для связи с богом. В нем должна быть красота и эстетика, туда должно хотеться прийти. Мне бесконечно грустно, особенно после того, как я вспомнил множества замечательных памятников храмового зодчества, которые могут делать русские люди. И я ведь показал лишь малую часть.
Меня очень расстраивает еще кое что. Вместо бесконечных копий и подделок под церкви 19 века, которыми у нас наводняется страна, почему бы не реставрировать бесчисленное количество разрушающихся церквей. Восстанавливать деревенские приходы где все вымерло. Организовывать туда паломничества. Сделать какую-то программу монастырскую, чтобы в заброшенных деревнях с каким-то крутым собором, производилась реставрация или консервация объекта, ну хоть что-то. Привлекать туда прихожан, которые хотят себя посвятить служению богу и быть монахом например. Пусть там организуют быт и развивают некогда жилые места.
А еще больше меня расстраивает наше государство. Потому что насрать ему на историческую память и на наши православные скрепы, судя по всему. Иначе бы у нас не строили такое говно под видом церкви, и не было столько храмов в руинах. Не поджигали бы старые деревянные дома в регионах, чтобы на их месте построить какое-то многоэтажное говно. Где эту историческую память сохраняют?
Да, мне скажут сейчас, что вон там что-то восстановили. И правда, встречаются хорошие примеры, и я сам всегда об этом сообщу первый и буду искренне радоваться, но пока это капля в море в масштабах страны.
Вот в XI-XIII веках, до прихода итальянских зодчих, мы учились строить храмы методом проб и ошибок. Некоторые разрушались вскоре после строительства из-за неправильных конструкций. Архитекторы пытались украсить фасады, фантазировали и экспериментировали.
Строили криво и косо, но с душой, фантазией и большой любовью. Взгляните на планы хотя бы.
Эти храмы простояли уже 900 лет и еще столько же простоят и будут радовать глаз у наших потомков.
А здесь нет ни души, ни любви. Вообще ничего. Но есть один плюс от всей этой истории. Около моего дома, не так давно, построили новый храм, и он меня очень бесил, так как это опять вторичная вторичность из железобетона, но теперь я смотрю на него и понимаю, что могло быть куда хуже.
Надо сказать, что сквозь эту мглу пробился лучик света, и мне на глаза попалась небольшая церковь в стиле барнхаус. Часовня святителя Спиридона Тримифунтского в селе Таврово Белгородской области. Хорошее и современное решение.
Пишут что по изначальному проекту купол должен был быть черным. Было бы эффектно. Если черный слишком экстравагантно, то я бы предложил серебристый вариант или серый, а не золотой. Ну да ладно.
Можно сказать, что надежда все таки есть)