Добрый день всем. Эта статья для тех, кто хочет узнать немного интересной информации о сражениях древнего мира, или провести 10 минут своей жизни за увлекательным чтением о давно минувших временах.
В военной истории существует множество различных и интересных определений. Одно из них – понятие «пирровой» победы. Вы наверняка слышали о нём, но знаете ли вы его историю?
Я постараюсь описать интереснейшие события тех времён, при которых оно появилось.
В древней Греции на период III века до н.э. существовало государство – Эпир (северо-запад Греции). В 295 году до н.э., в возрасте 24 лет, на престол государства взошел царь Пирр, наследник своего отца, царя Эакида, свергнутого в 313 году до н.э.
Пирр с детства показывал живой ум и нестандартный для того времени ход мыслей. Эти качества сделали его лучшим полководцем того времени после времен Александра Македонского.
Он смог разработать свою уникальную боевую систему, позаимствовав у различных армий лучшие качества. От македонского войска он взял их легендарную фалангу, от различных варваров, с которыми сталкивался на протяжении своих военных операций – их особые, оригинальные виды оружия. Но главным «козырем» его войска были боевые слоны. По примеру Александра Македонского, он научился сочетать свои пешие войска и этих грозных живых «танков» древнего мира.
Настал 280 год до н.э., и жители полисов – городов-государств Эллады (Древняя Греция) – попросили царя Пирра оказать им военную поддержку против римлян, которые никак не прекращали своё давление с севера. Стоит отметить, что у полисов не было своих армий, и им приходилось использовать наемные войска. Впрочем, полисы славились своим богатством, так что проблемы с оплатой услуг наемников попросту отсутствовали.
Пирр, по примеру греков, называл римлян «северными варварами». В будущем он пожалел, что так недооценивал их. Он решил показать им своё искусство войны, выставив против их новой легионной системы построения войск свою уникальную греческую боевую систему. При этом, со стороны Пирра была армия, насчитывающая более 20 тысяч солдат, 3 тысяч конных всадников и 20 боевых слонов.
Время 280 до 275 года до н.э. прошло для Пирра нескончаемым потоком боевых столкновений и сражений. Несмотря на победы, каждая из которых давалась всё сложнее и сложнее, он с неприятным удивлением обнаружил, что «северные варвары» оказались не так просты. Каждое поражение они расценивали как полезный опыт, из каждой стычки выносили определенный урок. В 279 году до н.э. состоялась битва при Аускуле (в наст. время Асколи-Пичено), царь Пирр одержал верх, но начал понимать, к чему приведет эта военная кампания. До наших времен дошла его фраза, ставшая крылатой: «Ещё одна такая победа – и мы погибли».
Римляне терпели неудачу за неудачей и несли страшные потери, но их ресурсы казались бесконечными. У Пирра же, напротив, попросту некем было заменить своих погибающих в сражениях ветеранов. Это стало настоящей войной на истощение, в которой итог был фактически предрешён.
Тем не менее, главной причиной поражения эпирцев в этой войне стали промахи самого царя. Промахи, которые просто не должны были произойти при его боевом опыте, но тем не менее произошли. В этих ошибках он раскаивался до конца своей жизни.
Во-первых, он недооценил противника, и слишком понадеялся на своих боевых слонов. В первых сражениях римляне, естественно, обескуражено смотрели на этих грозных животных, однако быстро научились с ними бороться – забрасывали дротиками, пугали их и поворачивали вспять. В результате слоны в панике топтали свою же пехоту.
Во-вторых, Пирру пришла бредовая мысль провести ночной марш-бросок на вражеские позиции.
Само сражение произошло в 275 году до н.э., в окрестностях города Малевент. Примечательно, что «maleventum» переводится как «дурной воздух», и в честь победы римский сенат принял решение переименовать город в «beneventum» - «благой воздух». В настоящее время город сохранил это название.
Против Пирра римляне выставили две армии, задействовав в военной операции сразу двух консулов – исключительная ситуация в Римской республике. Каждая из армий превосходила армию Пирра по численности. Проанализировав данные разведки, Пирр решил сначала атаковать и разбить войска консула Мания Курия Дентата. Он намеревался занять холмы над римским лагерем, причём незаметно – ночным маршем. Войскам эпирцев предстояло подниматься под покровом ночи по крутому склону и густому лесу.
Существует легенда, что накануне сражения царь Пирр видел плохой сон – как будто со рта у него хлынула кровь и выпали все зубы. Он был человеком суеверным и хотел отменить своё ночное наступление, но уступил мнению советчиков-полководцев и решил провести атаку.
Его элитные части, вместе с лучшими слонами, при свете факелов медленно поднимались по склону. Причина поражения этих частей оказалась до банальности простой – факелы погасли, так как расстояние подъема оказалось гораздо больше, чем планировалось. С рассветом эпирцы наконец нашли дорогу, вот только римляне давно их заметили и подготовили им «кровавую баню», неожиданной атакой погнав эпирцев вниз по склону обратно к остальным частям.
В царившей неразберихе среди войск царя Пирра, консул Маний Курий Дентат нанёс решающий удар по основным силам эпирцев. Во время боя молодые слоны, испуганные римскими копьями, заметались по полю боя и растоптали большую часть эпирских фаланг.
Сражение при Малевенте стало первым и последним поражением Пирра в италийской кампании. Поскольку эта война вымотала эпирцев, царь увел остатки своих войск с территории противника.
Таким образом, понятие «пирровой» победы означает сражение, в котором формально сторона одержала победу, но невероятно дорогой ценой. Настолько дорогой, что, возможно, выгоднее было бы проиграть его или не проводить вовсе. Это выражение можно применить к любой ситуации, в которой успех обошелся слишком дорого, несоразмерно затраченным усилиям.
Иногда победа просто не стоит потерянных войск и средств, и казалось, этот урок должны уяснить все полководцы в последующие времена, однако военная история говорит нам об обратном.