Не могу не согласиться с одним достаточно популярным суждением, исходя из которого произведение искусства имеет ценность только если автор заложил и передал в нём свою идею, или же раскрыл какую-либо проблему.
Действительно, безыдейные мультфильмы будут пресны, бессмысленны и попросту неинтересны зрителю. В многосерийных мультфильмах есть проблемы, которые крайне распространены - это проблемы дружбы, взросления и поиска себя. Редко встретишь в мультфильмах раскрытие сложной, глубокой, по-настоящему взрослой проблемы. Особенно в мультфильмах с рейтингом 12+. Однако и такое встречается в мире гениальных режиссёров и сценаристов.
Давно держал в себе эту мысль, и теперь хочу рассказать о некоторых мультфильмах, в которых особенно красиво, грамотно и со вкусом была подана идея, лежащая в основе мультфильма.
Гравити Фолз и проблема взросления
Да, я вновь пишу про Гравити Фолз, но этот гениальный мультфильм это заслужил.
Проблема взросления присутствует в почти каждом детском мультфильме. Это действительно важная тема для мультсериала, у которого целевая аудитория - подростки. Однако от подачи этой проблемы зависит и успешность сериала, и его ценность как произведения искусства.
В мультфильме два ключевых героя - двойняшки Мэйбл и Диппер. Мэйбл - неисправимая оптимистка, которая во всём видит что-то хорошее, относится ко всему по-детски и мало знает об ответственности, обожает свитеры и блёстки. Диппер - противоположность сестры, старается как можно скорее повзрослеть, во всём в Гравити Фолз видит мистику и секреты, ощущает ответственность, любит детективы и загадки.
В течение всего сериала Диппер и Мэйбл попадают в какие-то загадочные приключения, из которых выносят свои уроки. Эти выводы помогают им в будущем, а к финалу всего сериала мы можем наблюдать эмоциональный рост брата и сестры: Мэйбл осознаёт, что нельзя жить только в своих фантазиях и каждый рано или поздно взрослеет, а Диппер осознаёт, что не надо пытаться взрослеть раньше времени, иначе упустишь сладкие моменты своего юношества. От крайностей двойняшки пришли к логическому разрешению возникшей проблемы.
Что особенно завораживает лично меня в реализации этой идеи, так это тот факт, что раскрытие происходит тихо и постепенно по ходу сериала. Откровенно и прямым текстом об этой проблеме говорится только в финале сериала, после того, как Дипперу и компании удалось вытащить Мэйбл из мира её фантазий. Но самое важное, что каждый урок, который выносят из приключений двойняшки, будет полезен для зрителя, и не будет им упущен из виду.
Стар против сил зла и проблема расизма
Мультсериал Стар против сил зла - тот редкий случай, когда внутри "детского" рейтинга 12+ смогли реализовать сложную и тяжёлую проблему современности.
В этом мультфильме не сразу появляется проблема расизма. Только в третьем сезоне мы можем наблюдать завуалированную концепцию, которая впоследствии будет ключевой в мультсериале.
В мире главной героини Стар - Мьюни - существуют две враждующие между собой расы. Это мьюнианцы - жители королевства Мьюни, и монстры - их заклятые враги. Монстры, ровно как и мьюнианцы, разумны, могут говорить, и мыслят также, как и обитатели королевства. Однако вечная вражда между ними породила несколько поколений ненависти, где монстры считают, что негодяи мьюняне, а мьюняне считают, что негодяи здесь - монстры. Именно это и обнаружила для себя главная героиня, и как принцесса Мьюни, решила взять в свои руки эту проблему.
По итогу нас ждал хэппи энд, в итоге которого мьюняне и монстры стали жить в мире. Как мне кажется, то, как представлена была эта проблема в мультфильме, заслуживает отдельной похвалы и восторга. Через монстров, автор мультсериала Дарон Нефси, сумела показать, что не так важно, что другой человек от тебя сильно отличается, это ещё не значит, что он плохой и его стоит бояться или ненавидеть. Дарон сумела в детском мультсериале раскрыть одну из вопиющих проблем человечества.
Особо показательная лично для меня серия - Корнболл. Серия повествует о том, как Стар решила организовать классический матч по Корнболлу на Мьюни, но теперь с участием и монстров, и мьюнианцев. В её задумке было перемешать команды людей и монстров, однако сами игроки не согласились на такой расклад. Пока на трибунах происходила словесная перепалка между взрослыми монстрами и мьюнианцами, за большим полем уже играли в корнболл дети монстров и мьюнианцев. И не задумываясь над тем, кто есть кто, они перемешали свои команды. В обеих командах играли как мьюняне, так и монстры.
Эта серия в очередной раз показывает, что детям не знаком расизм. Дети играют и дружат с тем, с кем им интересно. И нет разницы, мьюнианец ты, или монстр. Главное, чтобы было весело.
Амфибия и дружба
Сразу хочу сказать, что сериал ещё не закончен. Нас ждёт ещё 3 сезон, поэтому здесь не будет идти речи о финале.
Мультсериал Амфибия повествует о девочке Энн, которая из-за магической шкатулки попадает в мир Амфибии вместе с двумя своими подружками - Сашей и Марси. К сожалению для трёх подруг, попали они в этот чудной мир порознь, каждый в своей точке. Сам же мир Амфибии - это мир лягушек, жаб и тритонов. И жуков, конечно же. Порой очень больших жуков.
Главная героиня Энн находит в этом чудаковатом мире не менее чудаковатого друга - лягушку Сприга. Вместе со Спригом они проходят многие этапы дружбы, попадает в разные приключения, из которых выбираются с радостным смехом и воскликом: "Спрэнн против всех".
Позже, Энн находит и своих подруг, по очереди, и понимает, какие проблемы в их дружбе были всё это время, но никто и не замечал этих проблем, пока они не попали в мир Амфибии.
В течение всего сериала дружба является главным звеном, связывающим Энн и окружающий её мир. Она обрела в этом странном мире верного и хорошего друга, но и про свой дом она не может забыть, потому должна выручить своих подруг - Марси и Сашу. У каждой из трёх девочек своя драма, которая заключается в некой проблеме внутри этого дружеского союза. И каждая пытается решить эту проблему по своему и самостоятельно, не пытаясь взаимодействовать с подругами, чтобы решить это вместе. Это и становится камнем раздора, который приводит ко многим, не всегда позитивным, последствиям.
Вывод
На примере трёх абсолютно разных мультфильмов, я показал то, как могут реализовываться идеи и раскрывать проблемы внутри мультсериала. Все эти мультфильмы объединяет одно - возрастной рейтинг 12+. Однако это не мешает им раскрывать сложные, важные и по-настоящему взрослые проблемы оригинально, эмоционально, и, самое главное, правильно. Как мне кажется, каждый из приведённых мною мультфильмов заслуживает отдельной награды за раскрытие важной проблемы в мультсериале для детей.