Найти тему
Сурово о финансах

Исламский банкинг: деньги Аллаха

Исламский банкинг, реже называемый исламскими/мусульманскими финансами зародился в Юго-Восточной Азии на рубеже 60-70-х годов XXвека. В настоящее время – это индустрия с оборотом в $1-2 трлн., при том, что Standard & Poor's Financial Services LLC оценивает потенциал в не меньше, чем $4 трлн.

Мусульманские финансы – практически неосвоенный рынок в России

В России на федеральном уровне исламский банкинг активно продвигает Сбербанк, впрочем, стыдливо именуя его «Партнёрским банкингом». Дорожная карта была составлена в середине 2017 года и предусматривала сделок на порядка 1 млрд рублей в год. План перекрыт минимум в 16 раз. В Сбере один из зампредов правления занимается специализированно и целенаправленно исламским банкингом.

Из регионов в лидерах исламского банкинга – Татарстан. Здесь с 2008 года проводятся различные конференции и конгрессы, посвященные исламскому банкингу. Особенно активно эта тема обсуждается и продвигается на Международном экономическом саммите «Россия - Исламский мир: KazanSummit». Так, в мае 2018 года на мероприятии министр экономики Татарстана Фарид Абдулганиев анонсировал запуск исламских финансовых продуктов для татарстанских предпринимателей, занятых в индустрии, производящей халяльные товары.

Занимаются исламскими финансами в Башкортостане и республиках Северного Кавказа. До попадания под санацию в декабре 2013 года нижегородский «Эллипс-банк» имел отдельное структурное подразделение, успешно занимавшееся исламскими финансами.

Так что же это такое?

Согласно исламской концепции, все активы, а, главное, время принадлежат Аллаху. И продавать время, предоставляя деньги под проценты, - харам (в переводе с арабского запрещено, незаконно). Тем не менее, без заемных средств сложно развивать бизнес и производство. В результате был разработан достаточно широкий ассортимент исламских банковских продуктов с тем или иным видом участия финансовой организации. Есть даже исламские облигации — сукук.

Ограничены и экономические активности, которые можно финансировать по правилам исламского банкинга. Не предоставляются займы на развитие азартных игр, производство и продажу алкоголя, табака и свинины. Часть прибыли обязательно отчисляется на благотворительность – закят. Соблюдение исламских правил и норм контролирует совет мулл при банке. Деньги от операций по исламским нормам не должны смешиваться со средствами, потенциально участвовавшими в запретных сделках. И здесь, как рассказал «Открытому журналу», кандидат экономических наук, член Экспертного совета Комитета Госдумы по финансовому рынку Ян Арт, есть определённые сложности: «В России пока так никто и не смог реально разделить в обороте халяльные и харамные деньги».

Говорит Арт и о сложностях с банковскими операциями по исламским правилам - они расходятся с практикой, поддерживаемой Банком России. Тему в разговоре с «Открытым журналом» развивает финансист, член Контрольно-ревизионной комиссии региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области Ильнар Колясов. Он ссылается на действующие нормы федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I «О банках и банковской деятельности»: платность, срочность, возвратность. Все они противоречат нормам мусульманского банкинга. В частности, Кораном запрещено ростовщичество, так как деньги не являются товаром, значит, и взимание процентов как платы за пользование невозможно, как и платность. Срочность не укладывается в рамки потому, что финансирование проектов связано с неопределенностью времени достижения результата – получение прибыли. Не исключаются убытки, а исламские финансы включают равное несение рисков кредитором и заемщиком, то есть возвратность не гарантируется. При мурабахе банк сам приобретает товар и продает его с наценкой клиенту. При байалжиле сделка проходит на условии отсроченной согласованной стоимости. В России ни та, ни другая операция невозможны — банкам запрещено заниматься торговлей. Соответствующий законопроект, разрешающий банкам торговлю, внесен в Госдуму, но лежит без движения уже несколько лет. Существует и иная проблема: традиционные банки принимают решение исходя из прибыльности заемщика. В исламских финансах необходима глубокая проработка самого проекта, требующего выделения средств, а это затраты на андеррайтинг для банка.

Интересно структурирована сукук – исламская облигация. Купонный доход невозможен, как процентный доход с продажи времени, что запрещено исламом, о чём говорилось выше.

Активы эмитента помещаются в SPV (special purpose vehicle или компания специального назначения), генерируя денежные потоки. Вот с этих потоков и получают средства кредиторы.

Торговля сукук осуществляется практически целиком и полностью на внебиржевом рынке, между институциональными клиентами.

Сукук имеет кредитные рейтинги, выдаваемые, как и классическим облигациям, Большой тройкой: Moody’s, S&P и Fitch.

На цену сукук влияют уровень ставок, кредитный риск, ликвидность, срок погашения и иные факторы риска.

Интерес российских финансистов и политиков к исламским финансам подогревается санкциями со стороны Запада. Мусульманский банкинг расценивается как потенциальный альтернативный источник ликвидности, правда до серьёзных подвижек в данной сфере ещё очень далеко.

Константин Барановский