Советский гений кинематографа Сергей Эйзенштейн по слухам считался причастным к масонам. Он увлекался различными тайными символами и оккультистикой, что было обычным явлением в те бурные времена.
Особенно эти слухи усилились во время его зарубежной поездки в США в 1929-1932 годах.
Здесь он близко сошелся со многими деятелями американской культуры и даже получил от них средства на киноэпопею "Да здравствует Мексика".
Во время съёмок эпопеи Эйзенштейна настигла телеграмма лично от И.Сталина:
Эйзенштейн потерял доверие его товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который порвал со своей страной. Боюсь, люди здесь вскоре потеряют к нему интерес. Очень сожалею, но все эти утверждения являются фактом.
Пришлось великому режиссёру оставить все и возвращаться в СССР.
Причиной такого резкости Сталина (обычно он так не отзывался) возможно были слухи о том, что Эйзенштейн близко сошелся в США с масонами.
В то время, в самом СССР практически открыто действовала одна из масонских лож "Розенкрейцеры".
В нее вступили многие деятели советской культуры - Анатолий Луначарский, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Анастасия Цветаева.
Эйзенштейн в деятельности розенкрейцеров был замечен ещё во время Гражданской войны. В розенкрейцеры он вступил в 1920 году в Минске, где служил художником-декоратором театральной части Политотдела Западного фронта. И видно Сталин стал опасаться того, что великий режиссер попадет под влияние чуждых большевикам сил (правда, не враждебных).
Именно благодаря еще одному розенкрейцеру и театральному режиссёру Валентину Смышляеву Эйзенштейн смог участвовать в своем первом крупном творческом проекте - в постановке Валентина Смышляева «Мексиканец» по новелле Джека Лондона.
В 1937 году, организаторы кружка "Розенкрейцеров" были арестованы органами госбезопасности и приговорены к высшей мере.
Так как С.Эйзенштейн отошел от "Розенкрейцеров" еще в 20-е годы, то смог избежать их печальной участи.