Найти тему

Сергей Эйзенштейн и масоны

Советский гений кинематографа Сергей Эйзенштейн по слухам считался причастным к масонам. Он увлекался различными тайными символами и оккультистикой, что было обычным явлением в те бурные времена.

Особенно эти слухи усилились во время его зарубежной поездки в США в 1929-1932 годах.

Здесь он близко сошелся со многими деятелями американской культуры и даже получил от них средства на киноэпопею "Да здравствует Мексика".

Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн (10 [22] января 1898, Рига — 11 февраля 1948, Москва) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа. Благодаря фильму «Броненосец „Потёмкин“» его имя стало синонимом советского кино. В 1958 году в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе «Броненосец „Потёмкин“» был признан «лучшим фильмом всех времён и народов» - Википедия
Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн (10 [22] января 1898, Рига — 11 февраля 1948, Москва) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа. Благодаря фильму «Броненосец „Потёмкин“» его имя стало синонимом советского кино. В 1958 году в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе «Броненосец „Потёмкин“» был признан «лучшим фильмом всех времён и народов» - Википедия

Во время съёмок эпопеи Эйзенштейна настигла телеграмма лично от И.Сталина:

Эйзенштейн потерял доверие его товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который порвал со своей страной. Боюсь, люди здесь вскоре потеряют к нему интерес. Очень сожалею, но все эти утверждения являются фактом.

Пришлось великому режиссёру оставить все и возвращаться в СССР.

Причиной такого резкости Сталина (обычно он так не отзывался) возможно были слухи о том, что Эйзенштейн близко сошелся в США с масонами.

С.Эйзенштейн с Уолтом Диснеем в Голливуде, 1930
С.Эйзенштейн с Уолтом Диснеем в Голливуде, 1930

В то время, в самом СССР практически открыто действовала одна из масонских лож "Розенкрейцеры".

В нее вступили многие деятели советской культуры - Анатолий Луначарский, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Анастасия Цветаева.

Эйзенштейн в деятельности розенкрейцеров был замечен ещё во время Гражданской войны. В розенкрейцеры он вступил в 1920 году в Минске, где служил художником-декоратором театральной части Политотдела Западного фронта. И видно Сталин стал опасаться того, что великий режиссер попадет под влияние чуждых большевикам сил (правда, не враждебных).

Именно благодаря еще одному розенкрейцеру и театральному режиссёру Валентину Смышляеву Эйзенштейн смог участвовать в своем первом крупном творческом проекте - в постановке Валентина Смышляева «Мексиканец» по новелле Джека Лондона.

Розенкрейцерская группа — И. Ф. Смолин, Б. Л. Плетнер, Б. М. Зубакин, П. А. Аренский, С. М. Эйзенштейн (БССР, Минск, 1920)
Розенкрейцерская группа — И. Ф. Смолин, Б. Л. Плетнер, Б. М. Зубакин, П. А. Аренский, С. М. Эйзенштейн (БССР, Минск, 1920)

В 1937 году, организаторы кружка "Розенкрейцеров" были арестованы органами госбезопасности и приговорены к высшей мере.

Так как С.Эйзенштейн отошел от "Розенкрейцеров" еще в 20-е годы, то смог избежать их печальной участи.

Однако, гений продолжал жить идеями розенкрейцеров и вставлял символы масонства во все свои фильмы. Советская власть этого не замечала. Таким образом, Эйзенштейн ввел своеобразную контркультуру в советскую культуру.