Найти тему
101 совет должникам

Запрети себе кредит! И как не стать жертвой финансовых мошенников

Оглавление

Зачем власти разрабатывают механизм добровольного запрета кредитования? Остановит ли это массовое хищение денег у граждан?

Обоснованием для работы над этим законопроектом является шквал мошенничества, который обрушился на население России в последние годы. Пандемия и как следствие ускорение цифровой трансформации лишь усугубили ситуацию. Пик хищений денег у граждан пришелся на 2020г. По сведениям ЦБ за прошлый год интернет-мошенники обокрали жителей РФ почти на 10 млрд. руб. Потому и решили депутаты защитить нас от такой напасти. Круто! Ведь впереди выборы! Но рассмотрим проблему по порядку

Каковы причины финансового мошенничества?

Объектами атак являются либо счета граждан, либо их персональные данные при помощи которых на их обладателей оформляются кредиты. Вот причины, которые лежат в основе большинства афер:

  • Потеря паспорта или мобильного телефона
  • Передача паспортных или персональных данных в интернете
  • Передача персональных данных кому попало
  • Кража баз данных из банков, операторов связи и пр.
  • Слив информации о кредитах сотрудниками банков
  • Цифровизация банковских сервисов

Но если хищение денег со счетов – это одна беда, то подложный кредит уже настоящее бедствие! Оспорить и доказать, что человек стал жертвой мошенничества и не брал кредит практически нереально. Во всяком случае, примеров положительных судебных решений в пользу потерпевших немного. Банки тем временем требуют с жертвы погашения долга и процентов по нему. В противном случае отбирают имущество. Им без разницы, что кредит был оформлен нелегально.

Как криминал дистанционно грабит людей?

В последнее время все больше получают распространение аферы с применением, так называемой социальной инженерии. Это когда мошенники воздействуют на своих жертв манипуляциями.

-2

Чтобы не попасться на подобные уловки приведу некоторые примеры и расскажу, как действуют мошенники. В основе большинства схем звонок из якобы банка, где обслуживается гражданин. Преступники тщательно готовятся к своим активностям и действуют профессионально. Как правило, на тот момент они располагают информацией о положении дел в банке потенциальной жертвы, ее счетах, кредитах, номерах карт и телефонов. Не удивляйтесь. Обычно всю информацию им передают либо сами сотрудники банка, либо преступники крадут ее различными способами.

Евгения, жительница Новосибирска. Клиент Альфа-банка. Стала жертвой кредитного мошенничества на 560 тыс. руб.:

«16.10.2020 мне позвонили с (+7 495 638 07 71) и представились сотрудником Альфа-Банка пояснив что от моего имени пытаются взять кредит и необходимо зайти в личный кабинет и проверить все лицевые счета и карты и наложить высшую степень защиты на них. Для этого необходимо скачать приложение (QuickSupport) и вместе с сотрудником сделать все операции. Связь прервалась и я начала звонить на горячую линии Альфа-Банка, но так как у банка происходят явные проблемы и сбои, смотря по статистике и участившиеся случаи мошенничества (время ожидания составляет 10 минут). Параллельно мне перезванивают с номера +7 900 200 00 000 (я думала это телефон горячей линии так как 9 цифр совпадает) мы начинаем продолжать наш разговор якобы с сотрудником банка где от говорит у вас есть предложение от банка (это та самая заявка которую якобы подали мошенники) необходимо ее одобрить (показать что это ваш номер сотового телефона так как хотят подключится и сменить номер кто то другой) мы заявку принимаем, делаем переброс между счетами (на зарплатную карту) далее на кредитную и уже далее закрываем кредит. Благодаря данному приложению (он подключен к моему телефону и всплывает окно "Сотрудник альфа-банка хочет подключится к моему телефону" я нажимаю да. И уже вмести с ним в личном кабинете делаем операции. Он все данные видит и после перевода на карту мастеркарт тут же списываются денежные средства (200 000 тыс. рублей, 200 000 тыс. рублей, 100 000 тыс. рублей и 60 000 тыс. рублей). Я понимаю что что-то происходит и спрашиваю как такое возможно (он говорит так как сейчас система не стабильна, нужно просто перезагрузить приложение и всё)Трубку он кидает я тут же звоню по телефону горячей линии где мне говорят что вы стали жертвой мошенников и необходимо обратится в полицию. Я тут же еду в полицию (заявление принято) и в Банк. В банке я пишу обращение и сообщаю о сложившейся ситуации (банк принял заявление) я описала всю систему платежей и как все произошло, беру выписку, где сказано что денежные средства сняты в городе Воронеж (проживаю я в городе Новосибирск и нахожусь на официальном больничном) и прошу признать сделку не действительной так как путем обмана и введения меня в заблуждение были совершены все действия. Ответ от банка прост, вы всё сделали сами и платите кредит сами.
Что хочется ещё сказать, перед тем как он подключился к моему телефону он знал всю информацию про меня, ФИО, что я являюсь зарплатным клиентом банка, у меня хорошая кредитная история и были досрочные погашения кредитов. Путем одной кнопки можно взять кредит без личного присутствия и подтверждения личности, такая сумма как 650 тысяч рублей выдается одной кнопкой и банку все ровно на финансовую нагрузку клиентов, они в курсе и видят что кредит у меня имеется и финансово 2 кредита я не потяну. Плюс пока уголовное дело рассматривается и возбуждено, мне продолжают звонить мошенники (они знают номера моих обращений в Альфа-Банк и смеются надо мной "говорит ну что девочка-тяжело платить будет".
Ещё хочется отметить что люди знают всю информацию от наличии карт, о наличии номеров карт и предложений которые делает Альфа-Банк. Он знал, что у меня имеется предложение от банка, я явно думаю не просто так он имел данную информацию!»

Житель Екатеринбурга. Клиент Альфа-банка. Стал жертвой мошенничества на 1, 473 млн. руб.

«Стал жертвой мошенников по карте в Альфа-банке на 1 473 000!!!. У меня зарплатная карта в Альфа- Банке, установлено моб. приложение. Позвонили, назвали мое ФИО- представился Руководителем фин. отдела АО «Альфа- Банк». Сказал, что на мое имя одобрен кредит и в данный момент кредит находится на стадии оформления в Альфа-Банк.
Далее последовал вопрос- мной ли оформляется данный кредит или это мошеннические действия? Говорю- за кредитом я в банк не обращался и никаких действий для его оформления не предпринимал. Он заявил, что поскольку это не я оформляю кредит, для того чтобы его аннулировать, мне необходимо совершить ряд следующих действий: Установить мобильное приложение TeamViewer и сказать ему код который будет дан, после открытия этого приложения. Сообщить ему код, который придет смс сообщением от «Альфа-Банк». Установить мобильное приложение Google Pay . После этого на мою карту поступили деньги. Он заявил, чтобы кредит теперь закрыть, необходимо обналичить и перевести эти деньги на другой счет. Далее, как во сне. Постоянные звонки от него и контроль по телефону. Обналичил, перевел. Телефон к банкомату прикладывал».

Это лишь некоторые наиболее яркие примеры (взяты с сайта banki.ru). На самом деле их тысячи. Как видим, из приведенных случаев жертвы попадают под воздействие аферистов из-за полного убеждения, что общаются с представителями банка. И проблема не в том, что жертвы такие доверчивые – дело в том, что преступники используют умение психологического воздействия, и технологии НЛП. Не мое заключение – экспертов.

Как будет действовать запрет на кредит?

Поэтому считаю инициативу депутатов своевременной. Надеюсь, что как они обещают, в июне законопроект он уже поступит для рассмотрения в Госдуму. Принятия закона сможет защитить интересы граждан от несанкционированного кредитования и попадания в должники. Действовать добровольный запрет на кредит будет так:

1. Гражданин через сайт «Госуслуги» или банки подает заявку на добровольный запрет выдачи ему любых кредитов.

2. Через 7 дней запрет начинает действовать

3. Данный статус будет отражаться в титульной части в кредитной истории НБКИ и прочих системах ЦБ. Поэтому данное вето не позволит ни одному финансовому учреждению оформить ссуду на имя данного клиента.

4. При желании также через «Госуслуги» или банк добровольный запрет может быть лично отменен. Снятие моратория вступит в действие через 10 дней

Рекомендации для профилактики мошенничества

Хочу дать несколько практических советов для предотвращения хищений ваших денег и оформления подложных кредитов:

1. Будьте крайне осмотрительны со своими персональными данными.

  • Не храните их на телефоне и компьютере
  • Надежно защищайте свои гаджеты от взлома и краж
  • Не передавайте их без необходимости
  • При утере паспорта сразу же пишите о том заявление в полицию

2. Банковские карты.

  • Не оставляйте без присмотра банковские карты. Особенно кредитки
  • Даже дома. Вдруг, например, ваш ребенок возьмет карточку поиграться в школу или друзьям показать. Этого вполне достаточно, чтобы с карты начались несанкционированные платежи
  • Не совершайте платежи картами в Интернет на сомнительных площадках
  • При утрате карты или малейшем подозрении блокируйте ее через мобильное приложение или звонком в банк
  • Заведите себе в банке 2 счета. Сберегательный – с которого нельзя платить или снимать деньги. Другой – расчетный. Туда переводите со Сберегательного запланированную для трат сумму денег. Такой подход позволит вам сохранять основную часть средств от посягательств.
-3

3. Социальная инженерия

  • Кто бы вам ни звонил по поводу любых финансовых операций с вашими деньгами и как бы эти люди ни были убедительны, ничего им не сообщайте. Тем более цифры из смс или пуш уведомлений
  • Не скачивайте на свой смартфон какие-либо приложения, кроме официальных и активированных вами
  • Любые внеплановые решения, как например, неожиданно одобренный кредит не акцептуйте дистанционно. Лучший способ для этого личный поход в банк
  • Помните, что подобными видами мошенничества занимаются умелые манипуляторы со знанием поведенческой психологии, а порой даже с талантливыми актерскими данными. Такие вас убедят в чем угодно.

Берегите ваши деньги и будьте крайне бдительны при любых даже незначительных дистанционных платежах. Кибер мошенничество только начинает набирать свои бороты. Такие теперь времена…

Статья была полезной? Ставим лайк и подписываемся на канал, чтобы не пропускать полезные материалы и советы