Некоторые люди помнят себя с 6-7лет, некоторые с 3-4 лет, один знакомый уверял, что помнит, как находился в утробе матери, причем совершенно серьезно, и на трезвую голову.
Мои детские воспоминания отрывочно сохранились с 4 лет. Причем запомнились самые яркие события. Жили мы тогда ( в начале 1970-х годов) в маленьком городке Абдулино Оренбургской области. Обычная семья: мама, папа, я, младшая сестренка и бабушка.
Родители работали, за мной и сестренкой присматривала бабушка Шура, наверно, поэтому, все мои воспоминания связаны с ней.
Бабе Шуре на тот момент было 58 лет. Это была классическая очень добрая бабушка. У нее были черные волосы, почти без седины, которые она заплетала в две косы, ходила она в платочке, носила длинную юбку, просторную кофту. Любила украшения. В ушах у нее были золотые сережки с красными камушками, а на шее - красные бусы (как я любила их перебирать, как четки, и примерять на себя!)
Бабушка была на пенсии, но подрабатывала сторожем в городском парке. Какое это было счастье иметь бабушку - сторожа аттракционов! Можно было бесплатно вдоволь кататься весь вечер во время ее дежурства.
Запомнился яркий солнечный день в начале августа. В парке широко отмечался всенародный праздник - день строителя! Папа был в белой рубашке, мама в нарядном (коротком, по моде тех лет) платье, в новых белых босоножках на каблуках и с лакированной сумочкой (предел моих мечтаний - погулять с этой сумочкой во дворе).Мы с сестренкой в нарядных летних платьишках с вышивкой на груди.
Громко играла музыка, много людей, нам с сестренкой купили по мороженному, какое оно было вкусное! Но быстро таяло и предательски капало на новые платья. Я пыталась счистить эти пятнышки от мороженного, но ничего не получалось.
В этот день в парке дежурила бабушка, мы с сестренкой накатались на каруселях и лодочках, но мне все было мало, и я упросила маму остаться ночевать в сторожке у бабушки.
Набегавшись и накатавшись, после такого бурного дня, я мгновенно заснула, но среди ночи пробудилась от страшного грохота. В парке началась сильная гроза, в окошко было видно при вспышках молний как качаются вековые деревья, словно былинки на ветру. Дождь барабанил по железной крыше сторожки, с неба лились потоки воды.
Я прижалась к бабушке, я ощущала страх, и, одновременно, восторг - я в первый раз видела такую грозу.
Еще одно страшное воспоминание отпечаталось в моей памяти. Мне было 4 года, мы с бабушкой возвращались откуда-то, вдоль горохового поля. Решили набрать стручков гороха, углубились в поле и стали рвать стручки. Я так этим увлеклась, и вдруг заметила, что к нам несется огромный всадник на черной лошади. Как я испугалась! Застыла на месте, и потеряла дар речи, потом спряталась за бабушку.
Это был колхозный сторож. Бабушка была не робкого десятка, она не сдвинулась с места, что-то говорила ему, но сторож заставил высыпать весть набранный горох на землю, и прогнал нас с поля. Было очень страшно бежать, когда за тобой скачет огромная черная лошадь.
Бабушка была очень набожная, ходила в церковь, и при этом, знала заговоры, умела гадать на воске. Помню, как-то раз вечером в гости пришла бабушкина подруга, они зажгли свечи, растопили воск, принесли глубокую миску с водой, и бабушка стала тонюсенькой струйкой наливать растопленный воск в холодную воду.
На потолке метались тени от свечи, вся атмосфера была очень таинственная, я, не дыша, наблюдала за их манипуляциями. Как я поняла, они отливали испуг у ребенка, то есть им надо было выяснить причину испуга.
И вот на моих глазах, воск в миске стал застывать в виде фигуры мужчины с угрожающе поднятыми руками. Бабушка поворачивала миску, и с разных сторон рассматривала эту уродливую фигуру. Потом они долго шептались с подругой. На меня этот обряд произвел неизгладимое впечатление.
С шести лет мои воспоминания упорядочиваются, я помню всю хронологию событий, помню своих друзей, свой двор, даже помню некоторые сны, которые мне снились. Помню похороны бабушки.
Она умерла в декабре 1972 года, за полгода "сгорела" от рака. Мне было 6 лет. Никто меня больше не любил так, как баба Шура. Она была самая добрая бабушка. И я ее помню и люблю.