Найти в Дзене
ЯМадама

"Девятаев": между прошлым и вымыслом

Оглавление

В российских кинотеатрах показывают фильм о беспримерном подвиге, в который до сих пор сложно поверить. Фильм Тимура Бекмамбетова вызвал противоречивые отклики. Настолько противоречивые, что берёт сомнение: неужели все критики смотрели один и тот же фильм?

Афиша фильма в кинотеатре
Афиша фильма в кинотеатре

Здравствуйте!

Я с сомнением отношусь к современным героическим фильмам. Слишком много их снято в последнее время, и все они тяготеют к блокбастерам. Громкая премьера, рекламная кампания - а через пару лет начисто забывают. Ладно, когда речь идёт о вымышленных приключениях придуманных героев. Но если в основе фильма лежат реальные события, создателям надо проявлять максимальную деликатность.

Фильм "Девятаев" основан на реальных событиях.

Невероятная история Михаила Девятаева, который сбежал из немецкого лагеря на угнанном самолёте, и при этом не только вывез с собой товарищей, но и доставил командованию план секретного военного завода.

Фильм вышел на экраны - и получил противоречивые отзывы. Есть те, кто в восторге, а есть те, кто в гневе. Различные мнения добавились к моим собственным сомнениям.

Я хорошо отношусь к Павлу Прилучному. Но он - актёр нервического плана. Во всех сыгранных им персонажах присутствует некая нестабильность. А лётчиков с такой подвижной психикой, надеюсь, нет. Поэтому выбор Прилучного на роль Девятаева казался мне сомнительным. Однако создатели фильма эту проблему решили: действие начинается в 1944 году, когда у всех наших людей за плечами был долгий путь немирной жизни. Довоенное прошлое представлено лишь в виде флешбеков: в синее небо взмывают сталинские соколы, покачивая крыльями, показывая, что Любимый город может спать спокойно.

И вот, когда сбитый во время воздушного боя Девятаев попадает в плен, кого же он там встречает? Сталинского сокола, товарища по крылу, Колю Ларина, который вовсе не пал cмepтью храбрых, а переродился до неузнаваемости, и призывает пленных советских лётчиков сделать то же самое - сменить красные звёзды на мрачную эмблему и совершать боевые вылеты против своих.

Павел Чинарев в роли Коли Ларина
Павел Чинарев в роли Коли Ларина

Этот персонаж - Коля Ларин - является вымышленным. Именно его присутствие в фильме вызывает наибольшее возмущение критиков. Во время беседы с лётчиками, вербуя их в стан предателей, Ларин упоминает приказ 270, по которому советские воины, попавшие в плен, считаются изменниками.

Не знаю, почему этот факт так возмутил зрителей. Во-первых, понятно, что изменник Коля искажает реальность в рамках своей продажной пропаганды, о чём лётчики в конце 1944 года не могли не знать. Во-вторых, ясно, чем обоснована подозрительность НКВД к попавшим в плен или оказавшимся на oккупиpoвaннoй территории. Сам факт существования таких вот Коль вызывал вопросы к каждому: а не Коля ли ты часом, мил-человек?

Михаил Девятаев остался верен присяге

От предложения продаться за колбасу отказался. И попал в лагерь. А дальше - невероятная и непостижимая история.

Когда-то давным-давно я читала интервью Девятаева. При организации побега он не сказал товарищам, что сам является лётчиком. Просто сообщил: есть лётчик. И истощённые узники поверили, что вскоре им на помощь явится белозубый богатырь, чтоб вынести на волю на могучих крыльях. А оказалось, что лётчик-герой - вот он, такой же голодный и ослабевший. И чтобы довести побег до конца, придётся рассчитывать только на собственные силы. Не физические - на силу духа и волю.

В фильме акцент смещён на другое - на технические детали подготовки. Но героизм и готовность к самопожертвованию обозначены. Хотя и схематично.

Кадр из фильма "Девятаев"
Кадр из фильма "Девятаев"

Фильм я смотрела вместе с шестнадцатилетней дочерью. Её эта история захватила. Она переживала за Девятаева и его товарищей, не отрываясь от экрана в драматичные моменты. Но оказалось, что в фильме ей ясно не всё.

Один из организаторов побега - Соколов - служит в лагере надсмотрщиком. Дочь не поняла: зачем он им помогает? История персонажа - завоевал доверие врага, чтобы облегчить участь товарищей - осталась за кадром. Взрослы легко эту историю восстановят на основании многих подобных, ранее слышанных. А для молодёжи надо было про-го-во-рить.

Никого из участников побега пресловутый приказ 270 не останавливает. Они не боятся возвращаться к своим. Готовы снова на фpoнт - за Родину. И в фильме не возникает ощущения, что свои могут быть не рады. Тут критики, увидевшие в фильме поклёп на патриотизм, высасывают проблему из пальца.

А вот с чем режиссёр действительно перегнул - с трактовкой образа Коли. Он, дескать, плохой такой вырос, потому что папа родной его не любил. Или любил недостаточно. Или не так, как надо. Оправдания, согласитесь, так себе. Да и сама идея психоанализа притянута за уши. Образ, рассчитанный на западного зрителя. Ну, Коля - он злодей, оправдания не заслуживает. Хотя сам Девятаев бывшего товарища не осуждает. До конца надеется, что тот образумится. Тоже линия спорная. Но в общем, режиссёр художник, он так видит.

Что мне в фильме совсем не понравилось

Компьютерная графика в сцене воздушного боя. На экране - вид схватки с точки зрения пилота: меняющаяся линия горизонта, вражеский самолёт в точке прицела. Картинка - как в компьютерной игре. Полное ощущение нереальности.

Однако дочь со мной не согласилась. По её мнению, создаётся иллюзия присутствия, и это производит сильное впечатление.

Что затронуло

Здесь два разных момента. Дочь больше всего поразило, когда надзиратель Соколов, чтобы выручить Девятаева, отдал свою медаль "За отвагу", которую берёг как святыню. История с сохранением награды в плену, конечно, нереальная, но момент получился пронзительным

А для меня самым сильным был другой кадр. Когда угнанный Хенкель садится в снег, и его окружают наши воины, я ожидала, в стиле современных традиций кино, встречи с допросами и подозрениями. Кто такие, почему на вражеском самолёте? Но нет, увидев истощённых людей в полосатой лагерной форме, солдаты поддались естественным человеческим порывам: бросились на помощь, подхватили, поддержали - наши вернулись! Добрались до своих.

И только потом, после благодарностей Девятаеву, возникают у соответствующих органов вопросы: а как, имея только опыт управления лёгким истребителем, можно справиться с тяжёлым бомбардировщиком с незнакомой системой управления? Реально ли это? До сих пор не верится. Вот и соответствующие органы сомневались.

Павел Прилучный в роли Михаила Девятаева
Павел Прилучный в роли Михаила Девятаева

В финале фильма титры идут на фоне фотографий реального Михаила Девятаева. В той войне победили люди. Которые обнаружили невероятные возможности. И до сих пор возникает вопрос: как об этом рассказывать? Снимать исторически достоверные фильмы о людях? Или зрелищные блокбастеры о невероятных подвигах? А вы как считаете?

Пишите ваше мнение в комментариях!

Смотрите хорошие фильмы!

#киноклуб ямадама