Найти тему

Искусство во времена фараонов VI династии Древнего Египта

При шестой династии в период децентрализации в Древнем Египте стали появляться местные школы, работающие под покровительством региональных знатных семей. Гробницы Асуана и Меира отражают местное искусство, наполненное традициями правителей. А находки в оазисах западной пустыни символизируют демаркацию, заложившую основу для формирования отдельного вида, ставшего традиционной для удаленных территории, находящейся под управлением губернаторов - местных правителей. В архитектуре гробниц стали использовать отличительные черты нубийских захоронений, которые отличались сводами из сырцового кирпича. А основной памятник мастаба - наследник мемфисских некрополей, стал местом коллективных захоронений, где также находились губернатор со своей семьей, его советники и слуги. Одним из ярких примеров такого погребального искусства является найденный некрополь Балата в оазисе Дахла.

Дахла
Дахла

Но искусство в Древнем Египте развивалось не только на примере захоронений. Развивались города и храмы от дельты Нила до Верхнего Египта:

  • Тети и Пепи I из Бубастиса построили возле великого храма Бастет святилища для поклонения богам. У этих зданий появились довольно сложная планировка, основные элементы в архитектуре которых были сделаны из камня: двери, столбы, наличники. Недалеко построен провинциальный некрополь с мастабами из кирпича, где использовались своды с известняковыми стенами, на которых изображались формулы и другие религиозные тексты. Примером таких построек также является захоронение Анх-хафа - наместника жрецов во время правления Пепи I. В его известняковом своде сохранились картины и надписи, скорее всего являющиеся молитвами Осириса и Анубису. Это первые свидетельства похоронных текстов, которые впоследствии были объединены под названием «Книга мертвых».
-3
  • Пипи I в Гелиополисе построил монументальные каменные обелиски, которые также были найдены. В настоящее время они являются самыми старыми монолитами с такой тонкой формой и стали определенным символом истории Египта. Надпись Сабни I - номарха Асуана является заказом на два гранитных обелиска, сделанного во время правления Пепи II. В честь этого фараон послал два больших корабля для перевозки монолитов в храм бога Ра в Гелиополисе.
-4
  • Главный храм в Абидосе был перестроен во время правления Пепи I, Меренре I и Пепи II. Большое строение состоит их религиозных сооружений священного города, включая храм бога Осириса - Хентаментиу, который был увеличен и устроен колоннадами и каменными дверями.
-5
  • Храм Хатор в Дендере был перестроен на основании текстов на стенах склепа святилища, воздвигнутого на его месте уже в греко-римский период. Это святилище просуществовало на протяжении всей истории Древнего Египта. На его месте найдены элементы статуэток периода шестой династии. Возле ограды большого храма Хатхор найден некрополь мастаба того же периода.
-6
  • В Гиераконполисе найдены две статуи правителей из медного металла, которая принадлежи периоду правления Пепи I, а что поменьше - его сына и наследника Меренре I. Эли свидетельствует, что оба правителя не пренебрегали храмом в честь культа Гора - бога власти фараона. Другое открытие того же периода стало один из знаковых сокровищем ювелиров Древнего Египта - золотая голова сокола с двумя высокими крыльями и глазами из цельного цилиндрического обсидиана.
-7
  • На острове Элефантина в Асуане храм Сатис также привлекает внимание. В частности, найденным гранитным наосом, посвященном богу. В настоящее время его можно увидеть в Лувре в отделе Египта. Небольшого размера наос стал самым древним экземпляром из известных в настоящее время. В этой же части храма была найдена статуя в честь поклонения богине, которое происходило ежедневно.
-8

Такой архитектурный замысел из множества памятников в честь богов требует также большого количества художников, мастеров и каменщиков. Для создания всех предметов древние специалисты заказывали нужные им материалы из главных карьеров государства - Хатнуб или Асуан. Надписи и классические формулы во имя фараона подтверждали скрупулезность в номах.

Развитие и украшение храмов являлись заказами сами фараонов, а регулярное использование камня для сооружений ранее не применялось - все делали из скоропортящихся материалов, в частности, таких как дерево и сырцовый кирпич. Такая революция привела к развитию местных культов, что снизило значение культа фараона и в последствии привело к отказу от созданной роли правителя в последующие периоды, а затем и в Среднем царстве. Если фараон и оставался первым жрецом в Египте, он больше не был единственным объектом, кому поклонялся народ.