УЧИТЕЛЬ
1
Ветер дул севера, поднимая придорожную пыль, шевеля еще не убранную в сенники скошенную траву. Старики да бабы работали в поле: старики косили траву, бабы раскидывали ее по сухой, без дождей земле на супротив высоких, в 50 метров меловых холмов, тянувшихся по земле словно белёсая девичья коса.
На холме появились две тени, начали спускаться вниз по пологой кромке холма. То были всадники на лошадях. Головы их венчали буденовки, а за спинами болтались ружья.
-Здорова старички!-обратился к косившим подъехавший красноармеец.
Косьба остановилась. Старики, кто упершись о косу, кто положив косу на землю и сев по одаль смотрели на бойцов.
-Здорова коли не шутишь. - ответ держал бородатый с проседью старик в мокрой от пота и посеревшей от пыли белой рубахе.
-Как работа продвигается?
-Рук не хватает. Молодежь воевать удумала вместо роботы, а как кормиться то?
-Но! Но! Мы за общее благо воюем. Чтобы всем все вокруг поровну.
-Один за общее благо за красных, другой за белых, третий- еще за кого, и все всё обещают. А какое оно будущее, может и нет его вовсе - старик вздохнул- как помрешь кому какое дело, а детей то кормить надо. Мертвый то человек окромя бога никому то уж не нужен.
-Ладно дед, хорош философствовать. Где у вас тут староста?
-Нету. Учитель есть.
-Что за учитель?
-Молодой совсем, с губернии приехал ребятишек грамоте учить, он у нас на собрании и за главного. В центре села живет.
Поблагодарив бойцы ускакали прочь.
2
Миновал полдень. Жаркое июльское солнце оббежав половину неба начало спускаться к западной кромке иссушенной земли. Селяне, расфасовав по сенникам сухую траву, и прибрав уже поспевший летний урожай отдыхали. Женщины стирали одежды, малолетняя ребятня сновала то туда, то сюда с сухими сучьями изображая войнушку.
На центральной улице появились всадники. Они шли не спешно по три- четыре человека оставляя за собой свежий лошадиный помет и следы копыт, будто прошел табун, по пыльной земле. За всадниками катились четыре тачанки. На головы солдат были надеты, похожие на боевые шлемы сказочных богатырей шапки- буденовки с нашитыми красными звездами.
Крестьяне по выходили на улицы смотреть за процессией
Отряд остановился…. В перед вышел солдат ни чем не отличающийся от остальных, но по манере держаться и по тому, что именно он начал говорить, все поняли: главный он.
-Товарищи крестьяне! Труженики села! Наша страна и партия, ведет не прерывный бой с белогвардейской сволочью, желающей снова ввергнуть страну под гнет бояр и помещиков. Жители городов, рабочие на заводах неустанно борются за право отстаивать свое будущее! Но города голодают. У них нет того, что есть у вас: земли и хлеба для пропитания. И поэтому правительство просит вас работать с нами на будущее всемирной революции и поделиться самым необходимым- едой! Мы не возьмем слишком много, только самое малое!
-Да как так! Барин отбирал, теперь вы пришли- отбираете! И сколько ваша власть продержится? Месяц? Два? Или год- два? Нам все равно какая власть у вас, лишь бы жить не мешали!
-Но разве ваши дети не воюют за красную армию?
-У кого воюют, а у кого и нет.- старик стоял прямо и смотрел в глаза командиру.- всяко разное бывает: у некоторых оба сына на разной стороне дерутся, и не знаем мы живы они все или нет. Бойня у нас тут, не борьба…
-Так что же? С барином, который вас лупил значит раньше делились, а как за вас кровь проливают так вы не хотите?
-С грабителями не делимся.
-Федька!- закричал главный- бей!
Затрещал пулемет. Удары пуль пришлись по соломенным крышам, подняв пыль над побелеными хатами.
Люди- кто попадал на землю, кто побежал, пригибаясь за стены домов.
-Приказам верховного совета нужно подчиняться!
3
Поднявшийся с юга ветер раскидал дорожную пыль, создав темное, словно туман облако, пронес его через село и опрокинул обратно в землю.
Селяне в этот день не выходили на работы, сидели по домам отдыхая и обсуждая минувшие за вчерашний день события.
За окнами показались лошади. Всадники шли не спешно, будто чего-то ожидали. На головах у них были черные папахи и фуражки, а возле бедер мерно бились о седла, вдетые в ножны казачьи шашки.
Из калитки забора к одному из воинов подбежал человек, о чем-то сказал и скрылся. Войско помчало к центру села.
Остановившись и спрыгнув с лошадей, солдаты стали оббегать дома зазывая людей на площадь.
Когда собралась совсем уже большая толпа отворили ставни ворот близлежащего дома и через них понесли избитое тело, бросив его на площади. Все поняли кто это был- молодой учитель, о котором спрашивали вчерашним утром красные бойцы.
-Нам известно, что этот человек помогал красным. Дабы ни кому и в мысли не пришло заниматься чем то подобным мы, покажем вам чем это заканчивается.
Как только речь закончилась к телу подошли четверо, распластали его на земле головой вниз. Двое держали прижатыми руки, один уселся на ноги, четвертый достал нож и разрезал на рубаху.
Над деревней раздался душераздирающий крик. Для собравшихся селян он казалось длился вечность, хотя на самом деле прошло минут пять.
Склоненные над телом бойцы поднялись, в руках одного из них был широченный кусок человеческой кожи: он небрежно кинул его на землю.
-Все всё поняли?- толпа молчала. Командир обвел взглядом: все стоявшие стояли опустив головы- По коням!!!- вскричал он.
Войско ушло. Вокруг окровавленного, стонущего тела, стояли не сходя с места люди. От куда-то появилась в слезах женщина: она бежала через толпу с белой простыню в руках, платок сбился назад, обнажив светлые волосы. Накрыла. Белая ткань тут же стала красной.
Плачь на взрыд…..