Посещение театра большинством людей воспринимается как праздник, то есть развлечение, но кроме приятных эмоций из этого мероприятия можно вынести много полезного и даже пройти часть школьной программы сразу по трем школьным предметам как минимум.
Самым первым предметом, который приходит на ум при совместном упоминании театра и школьного образования, является "Литература" (в начальной школе "Литературное чтение"). И вспоминается она не потому, что наиболее близка к театрализованным представлениям, а потому, что у каждого современного родителя есть опыт похода с классом в театр для просмотра спектакля по одному из литературных произведений из школьной программы. Такие совместные походы оставляют множество неизгладимых впечатлений не только у самих школьников, но и у окружающих в лице билетеров, учителей и простых зрителей, так как поведение стада несовершеннолетних в любом общественном месте не соответствует принятым в этом месте нормам и вместо просмотра спектакля получается цирк с учениками в главной роли.
Для того, чтобы воспоминания ребенка от посещения театра отличались от школьных воспоминаний родителей, желательно это мероприятие проводить не в рамках официальных школьных мероприятий, а самостоятельно.
Выбор спектаклей по программе литературного чтения в начальной школе достаточно обширен, многие театры включают в свой репертуар детские спектакли, так что всегда можно подобрать что-то, что и пользу принесет, и будет соответствовать интересам ребенка, и не сильно напряжет родителей морально и материально.
В зависимости от выбранного вида спектакля (опера, балет и т.д.) для получения максимальной пользы от просмотра требуется большая или меньшая предварительная подготовка.
Наименьшая подготовка требуется для посещения детского спектакля, так как в нем обычно все уже специально адаптировано для лучшего понимания той возрастной категорией, для которой он предназначен. И все-таки будет лучше, если с содержанием произведения, по которому поставлен спектакль ребенок будет хотя бы шапочно знаком.
Чуть более сложной для восприятия является опера, так как даже если опера на родном для ребенка языке (помним, что сейчас очень модно все исполнять на языке оригинала, поэтому может оказаться, что не только ребенок, но и взрослые ни слова не поймут), то в процессе пения слова искажаются и могут быть плохо различимы. Следовательно, изучению произведения, положенного в основу оперы, необходимо уделить уже больше внимания, чем при варианте с детским спектаклем, а также рекомендуется ознакомиться с либретто, чтобы перед каждым актом напоминать ребенку, что именно будет происходить в этой части.
Наиболее трудным для восприятия является балет: слов нет совсем, а процесс выражения эмоций танцем сильно зависит от восприятия конкретного человека. Перед походом на балет с ребенком надо внимательно изучить произведение-оригинал и либретто, обсудить главных героев и возможно посмотреть иллюстрации к балету, который планируется посетить, а перед каждым из актов еще раз вместе внимательно прочитать, что и в каком порядке будет происходить на сцене.
К счастью, материалы, которые можно купить при входе в театр сейчас красочные, с множеством фотографий, а иногда и специальных страниц с картинками для детей, поэтому изучение их доставит радость и ребенку, и родителям, а впечатления от спектакля помогут ребенку не забыть просмотренную историю через два дня после прохождения её в рамках школьной программы.
Вторым школьным предметом, сопряженным с посещением театра, является музыка. Многие фрагменты музыкальных произведений, которые предлагаются к прослушиванию в начальной школе, представляют собой короткие отрывки из известных опер и балетов ("Щелкунчик", "Руслан и Людмила" и т.д.). И если слушать такую музыку, сидя в классе, бывает очень и очень скучно, то в качестве музыкального сопровождения к театральному представлению она воспринимается в разы лучше и нравится детям значительно больше.
Кроме собственно музыки при посещении театра можно изучить еще и различные музыкальные инструменты, заглянув в оркестровую яму, а также своими глазами посмотреть на работу дирижера. Получать знания таким образом гораздо интереснее чем на уроке в школе.
Третьим предметом, знания по которому можно приобрести в процессе посещения театра, является "Окружающий мир", причем знания сразу по нескольким темам.
Многие театры являются памятниками архитектуры и их фотографии даже размещены в учебниках (Большой театр и Мариинский театр). Их гораздо легче запомнить после личного посещения.
Также в программе есть правила посещения театра, которые лучше всего изучаются на собственном опыте.
Так что театр является отличной возможностью разнообразить школьную программу и приучить ребенка к прекрасному!
Примеры удачных и неудачных посещений театра с детьми читайте на канале.