Как-то по телевидению показали сюжет о Музее ивановского ситца. На экране мелькали кадры разноцветных тканей и платков с революционной и советской символикой (серп и молот, тачанка, конница и т.д.). Это и стало причиной нового посещения музея, в котором уже бывали. Иваново стал для меня близким, потому что здесь жил и учился мой муж, а потом и сын. А свекровь Надежда Козлова из далекого Опаринского леспромхоза приехала со своей кузиной Анной Козловой «по вербовке» в школу ФЗО сразу после войны. Для вятских девчонок живописные места Волжского бассейна стали родными. Поселившись в 250-ти километрах от Москвы, наши землячки получили профессию текстильщиц, создали семьи, выбрав в мужья местных парней. Родили детей, построили дома, отработали на ткацкой фабрике до пенсии, имея единственную запись в трудовой книжке. Сейчас текстильные фабрики и комбинаты в городе исчезли, как Атлантида – древняя высокая цивилизация, до сих пор не найденная, но и не забытая. Около четырех столетий насчитывает история Иванова. Первое упоминание относится к 1561 году, когда село было подарено Иваном Грозным брату своей жены Марии Темрюковны князю Михаилу Черкасскому. Уже в 1609 году в крупном торговом селе Иваново было 123 хозяйства. Селяне в окрестностях выращивали лен, пряли пряжу, вырабатывали на ручных ткацких станках холсты, красили или набивали на них незатейливые узоры и продавали на ярмарках. В 1871 году посредством слияния села Иваново и Вознесенского посада, стоящих друг против друга на берегах реки Уводь, был образован город Иваново-Вознесенск, ставший ведущим текстильным центром России с «Сидящей пряхой» на гербе.
«И Москва, и Иваново строились заново», – писал Владимир Маяковский в 20-е годы. В1932 году переименован в Иваново, который был во многом первым: первая мануфактура основана крестьянином Г. И. Бутримовым (1742 г.); первый в России общегородской Совет рабочих депутатов (1905 г.); первая интернациональная школа - интернат для детей революционеров зарубежных стран (1933 г.); здесь начинался путь интернационального полка Нормандия - Неман, в котором рука об руку сражались с фашистами советские и французские летчики; первый кутюрье Вячеслав Зайцев – уроженец ивановской земли, получил здесь свою первую специальность «художник текстильного рисунка». Михаил Кольцов когда-то писал: «Ивановец патриотичен и горд своей родиной совершенно необычайно. Равных по патриотизму и гордости людей можно найти разве только среди английских лордов, отрицающих даже теоретическую возможность существования лучших мест на земле, чем несколько сырых, плаксивых улиц в западной части Лондона». По-рабочему добрый и открытый, город активно готовится к 150-летию, который отмечается в конце мая.
Яркая страница в истории города замечательный музей, расположенный в старинном прекрасном особняке, имеющем подвальное помещение, два этажа, подземный ход, соединяющий музей и дом самого Д. Г. Бурылина, где сейчас располагается Музей ивановского ситца.
Все экспонаты убедительно рассказывают о зарождении и развитии текстильного дела в русском Манчестере. Даже представлен государев документ 1745 года, в соответствие с которым на фабрики посылали работать «провинившихся баб и девок». Производство было сложным (часто случались аварии и пожары), труд – тяжёлым, а ивановские фабриканты – прижимистыми и экономными. Среди владельцев фабрик особенно выделялся Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852-1924) , иваново-вознесенский фабрикант, коллекционер, меценат и просветитель. Страстное увлечение коллекционированием «древностей и редкостей» привело к созданию уникального для провинциальной глубинки Музея промышленности и искусства, открытого в 1914 году в Иваново-Вознесенске Владимирской губернии. В настоящее время это Историко-краеведческий Ивановский Государственный Музей имени Д. Г. Бурылина, в коллекционном собрании которого более 800 тысяч экспонатов от предметов этнографии до произведений искусства с древнейших времен до наших дней. В здании музея размещено книгохранилище с библиотекой, в которой представлена переписка с Львом Николаевичем Толстым. Имеются отделы греческих, римских, египетских древностей, Дальнего Востока, русской бытовой старины, мануфактурный отдел, картинная галерея. Бурылин оставил городу уникальные единственные в мире астрономические часы (причем работающие!). В золотой кладовой собрана большая коллекция орденов и медалей Российской империи и других стран мира. Богатейшая коллекция оружия и монет из разных стран и эпох. Фабрикант также привез из Египта мумию девушки.
Развивалось ткацкое производство почти в каждом селе, выпуская ткани, прославившие Россию на весь мир. Значительную прибыль Бурылин стал получать после запуска хлопкоочистительной фабрики, обрабатывающей хлопчатобумажные концы – сырье для Казанского и Охтинского пороховых заводов. Поэтому только на содержание музейной библиотеки пожертвовал 200 тысяч рублей.
Представленные в Музее ивановского ситца ткани, поражают яркостью и четкостью рисунка. Трудно поверить, что этим образцам более ста лет, а использовались только натуральные красители. Фотографии, одежда работниц, инструменты для ситценабивного дела, огромные чаны для крашения тканей характеризуют эпоху зарождения капитализма в России. Особое впечатление производит зал, в котором установлены два английских станка 19 века. Черные тяжёлые станки размещены между зеркальными стенами, и создается впечатление огромного цеха. Все экспонаты рассказывают о дореволюционном фабричном производстве. А наяву еще в советское время посчастливилось увидеть образец социалистического предприятия, успешно работавшего в условиях плановой экономики. В процветающие 80-е ежегодно предприятия текстильного края выпускали более двух миллиардов метров ткани. Оборудование фабрики постоянно обновлялось: сначала были челночные, затем бесчелночные ткацкие станки, и работа чесальщиц, ленточниц, прядильщиц, ровничниц, ткачих постоянно облегчалась, хотя всегда оставалась тяжёлой, непрерывной, пыльной от перерабатываемого хлопка. Неслучайно на пенсию «фабричных» провожали в 50 лет с самой высокой рабочей пенсией. На протяжении нескольких столетий на ткацких предприятиях создавались ткани, по качеству и рисунку, ничуть не уступающие миткали капиталистических фабрик. Еще в проекте Устава бурылинского музея было записано, что его целью является оказание «содействия развитию местной промышленности путем ознакомления с собранием образцов ситценабивного производства, от первоначальных набоек до новейших товаров, как местного, так и иностранного производства, ознакомление с научными и практическими сведениями по ситценабивному делу…».
Л. Санникова, 12 мая 2021 года