Странное, как всегда.
Прекрасное визуально.
Смутный сон, видение, мечты - так что это было? Каждый может выбрать наиболее приглянувшийся вариант.
Но оторваться от этого сладкого безумия очень нелегко. А потом долго-долго вспоминать.
*************
Северный ветер
2021, режиссер Рената Литвинова
Где-то в альтернативной России существует ячейка матриархата - Северный клан.
Им заправляют бабушка - Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая) и ее дочь Маргарита (Рената Литвинова). Есть также еще члены семьи, преимущественно женщины, а сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) вот-вот женится на прекрасной стюардессе Фанни (Ульяна Добровская, дочь Ренаты).
Весь клан проживает в огромном доме, слегка захламленном и запущенном, но по-своему прекрасном. Эти комнатки расписаны невиданными растениями и птицами, завешаны разными побрякушками - зеркальцами и ключиками, заставлены старинной мебелью. а в огромных окнах всегда идет снег, потому что действие этого фильма - зимой, в новогодние праздники разных лет.
На протяжении 30 лет мало что происходит. Разве что Бенедикт, потерявший свою невесту в первый же новый год, женится на ее сестре, у них растет сын.
Маргарита все эти годы ждет звонка от человека, который ее полюбит.
остальные потихоньку (очень потихоньку) стареют, плетут интриги и ждут любви.
Фильм - совершенный декаданс, тягучая мрачная и светлая одновременно сказка, полная ленивых разговоров, неприязни, постепенного разрушения и бессмысленных потерь времени.
Правда, у клана всегда в запасе есть лишний час, и временных потерь они не боятся.
Боятся только того, что после смepти невесты начали гнить их материальные ценности, большинство которых хранится под снегом и землей в Северных полях.
Дамы в фильме архаично и изысканно одеты, у них множество причудливых вещиц, мундштуков и окуляров, особенно у Маргариты.
Фильм вызывает смутные воспоминания о старинных жутковатых сказочках, читанных в детстве, где есть колдовство, портреты, веретена, закоулки, занавеси, позолота сотрется, свиная кожа остается.
В таких декорациях ожидаемы изящные диалоги с подковырками, тонкие и точные манипуляции, изысканные семейные традиции.
Вместо этого внезапно получаем вполне приземленные реплики "хватит жрать", попеременно с "возьми кусочек мяса" (раз пять оно точно прозвучало), ненависть друг к другу выражается в характеристиках "она все время ест" и "от нее вoняет", от ненавистных избавляются совершенно примитивными способами - пранкерством и шантажом.
И так сразу не понять, то ли это недосмотр, то ли намеренная попытка отрегулировать реальный уровень и баланс высокого и низкого, чтобы не удариться в чрезмерно однотипное сказочно-изящное не-реалити, потому что в небывалой и эскапистской среде живут совершенно живые люди с их смешными оговорками, сбоями в воспитании и вполне физиологической оболочкой.
Прекрасное в фильме - наряды и прически "красивых" дам, расписные стены, настроение и атмосфера. а еще Хибла Герзмава, сыгравшая-спевшая певицу по вызову, явная отсылка к Плавалагуне.
Но вот эта актриса... У нее своеобразный голос, небезнадежная внешность. Но как будто в отместку ей выдали самую неприятную героиню, которая совершенно топорно скандалит, назойливо домогается ненавидящего ее мужа, у нее ужасные дикция и мимика, походка и осанка. для меня это не выглядит "так задумано", скорее - "это все, чего мы смогли от нее добиться".
В общем, странные впечатления производит это кино. Его хочется отдельными сценами пересматривать - порой с выключенным звуком, избавившись не только от грубых высказываний, но и от внезапных воплей, нескончаемых стуков и звонков в дверь и по телефону. Правда, спустя некоторое время после просмотра сгущается его остаточное очарование, у фильма явно могущественное послевкусие.
Множество неплохих актеров вписываются на разном уровне - они все вынуждены подстраиваться под Литвинову, а ее стиль не каждому подвластен. Кто-то фальшивит, превышает экспрессию и пафос, становится нелепым.
Но Максим Суханов всегда на своей волне. оторвал у певицы хвост и теперь, как честный человек, собирается на ней жениться.
Галина Тюнина в образе экономки одновременно и загадочная, и очень бытовая, близкая. Что у нас гниет? А все гниет.
Татьяна Пилецкая уже не обязана что-то играть, вполне достаточно присутствовать - красиво и с запасным вариантом.
Есть тут, кстати, и легендарный кинопереводчик Василий Горчаков - но он как тень, почти незаметен. Вот и тут спиной в кадре.
Время идет. Ржавеет в поле самолет. Изысканные блюда сменяются кастрюлей вареных яиц. Звенят подвешенные к потолку ключики, отбрасывают блики зеркальца. Качает ногой в рваном чулке лежащая в ванне Литвинова. высовывает язык и вращает глазами клоунская морда.
И вот если у них не 12, а 13 часов, тогда в сутках не 25, а 26?
Нам не понять.
Но мышки уже поранили лапки до кpoви, оттирая замызганные плиточки.