Найти тему
Финансовая газета

«90% клиентов реструктуризация кредитов помогла сохранить бизнес»

Год назад началась масштабная программа реструктуризации задолженности предприятий малого и среднего бизнеса. О ее итогах рассказывает вице-президент - директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса ПСБ Кирилл Тихонов.

- Как в целом вы оцениваете антикризисную программу реструктуризации задолженности малого и среднего бизнеса?

- Реструктуризация была самой первой потребностью для предприятий МСП, потому что уже в марте стало ясно, что бизнес столкнется с беспрецедентными сложностями, что он не готов к таким событиям. И мы в тот момент, наблюдая за показателями бизнеса наших клиентов, уже понимали, что потребуется большое количество реструктуризаций и надо будет проводить их достаточно оперативно. Поэтому все силы мы бросили на разработку упрощенных процедур и в первую очередь оперативно запустили собственную программу «Бизнес-иммунитет». При этом программа предусматривала возможность проведения реструктуризации дистанционно: заёмщик мог удаленно подать заявку, и на ее основе мы изменяли график платежей – делали отсрочку по погашению процентов и основного долга либо на три месяца, либо на шесть, в зависимости от потребности клиентов. Многие заёмщики предпочитали изначально более короткий срок, поскольку рассчитывали, что вводимые ограничения будут носить краткосрочный характер.

- Помимо банковских программ была еще и правительственная. Что в основном выбирали клиенты?

- Да, в начале апреля был принят закон 106-ФЗ о кредитных каникулах, где вводились стандартные условия реструктуризации для физических лиц и МСП, одинаковые для всех банков. Мы, разумеется, тоже по этой программе работали, но большая часть клиентов МСП, едва ли не 99%, выбрали реструктуризацию по внутренним программам банка, которые не противоречили 106-ФЗ, но были более гибкими с точки зрения возможности выбора индивидуального графика – мы могли при необходимости отходить от стандартных условий.

- Почему банк решил разрабатывать свои программы реструктуризации, а не пошел более простым путем - воспользоваться правительственной?

- Банк проводит реструктуризации, пожалуй, с момента, когда он начал заниматься кредитованием: у заёмщика на любом этапе кредитного цикла может по тем или иным причинам возникнуть потребность в пересмотре условий текущего кредита. Вопрос в том, готов ли банк оперативно такую реструктуризацию предоставить. И как раз 106-ФЗ устанавливал определенные требования, при которых банки были обязаны пойти навстречу клиенту. В конце марта до запуска 106-ФЗ мы решили, что будем проводить упрощенные реструктуризации для всех наших клиентов из сегмента МСП, кто обратится с такой потребностью. Для заемщика в первую очередь был важен конечный результат – максимально быстро получить отсрочку по уплате процентов и основного долга и менее важно, в рамках какой программы это было реализовано.

- Каковы были стандартные условия реструктуризации?

- Мы предлагали клиентам в качестве базового варианта три месяца отсрочки погашения процентов и основного долга по кредиту. А дальше – по ситуации. Для тех клиентов, которые считали, что через три месяца у них ситуация выправится, предусматривалось возвращение после этого в график обслуживания долга. Тем же, которые считали, что им потребуется больший срок для стабилизации, сразу предлагали шесть месяцев отсрочки.

- Много ли клиентов воспользовались услугой? Больше или меньше, чем ожидалось при введении программ?

- Изначально на основе анализа распределения по отраслевым критериям мы ожидали, что 25% заёмщиков сегмента МСП обратятся с подобным запросом. По факту поступили заявления от 20% заемщиков.

- Какие предприятия в основном обращались?

- Если брать по отраслевому признаку, в значительной степени профиль деятельности компаний совпадал с правительственным списком отраслей, признанных наиболее пострадавшими от коронакризиса. Это арендный бизнес, фитнес-центры, общепит и другие виды деятельности, сильно завязанные на физическое присутствие конечных потребителей.

- Сколько из тех, кто воспользовался реструктуризацией, смогли вернуться к обслуживанию долга?

- Если смотреть на нашу статистику, 90% из тех, кто обратился за реструктуризацией, она помогла, клиенты сохранили бизнес. Также можно отметить, что из этих предприятий МСП примерно 20% – это компании, которым потребовалось проводить повторную реструктуризацию. Изначально они не в полной мере оценили возможные последствия кризиса для бизнеса. Но в целом мы смотрим на этот сегмент позитивно, потому что при проведении повторной реструктуризации видим, что у этих клиентов деятельность сохраняется, но потребуется более продолжительное время для восстановления.

- Можно сравнить эти данные с обычными результатами просрочек и невозвратов? Условно говоря, если бы не было ковида.

- Статистика в итоге несильно отличается от спокойных времен, мы предполагали, что может быть хуже.

- Вы упомянули, что всю процедуру можно было проводить онлайн. Это потребовало введения какой-то дополнительной аналитики? Как банк принимал решения об удовлетворении заявок?

- Технически все выглядело так: клиент мог через свой личный кабинет направить заявку о реструктуризации, мы принимали ее на рассмотрение и формировали решение по обращению. Затем клиент мог так же дистанционно подписать допсоглашение к кредитному договору. При этом у нас был высокий процент удовлетворения заявок. Мы не одобряли их в тех случаях, когда, по нашим данным, предприятие уже находилось на стадии ликвидации либо имело серьезные проблемы еще до пандемии.

- Вы сказали, что в конце марта стало понятно, что будут проблемы, госпрограмма появилась только в апреле. А на какой период пришелся пик обращений за реструктуризацией?

- Как раз на апрель, когда были запущены соответствующие программы. В мае уже было меньше, в июне и июле реструктуризации уже не носили массовый характер.

- С чем были связаны обращения за повторной реструктуризацией? Люди не рассчитали период карантина или его последствия?

- В первый момент было сложно спрогнозировать все возможные последствия. Может быть, были более позитивные ожидания. Для кого-то ситуация была менее критичной, если был запас ликвидности либо предприятие находилось в группе компаний, был параллельный бизнес, который не пострадал. Повторюсь, в большей степени пострадали как раз те предприятия, которые вели основную деятельность исключительно в кризисных отраслях, и у них не было возможности получать подпитку за счет других направлений. И каждый оценивал возможные негативные последствия, ориентируясь на себя. У кого-то задолженность была минимальная, они просто сократили свои расходы, а были предприятия, которые уже работали с высокой долговой нагрузкой, для них месяц или два простоя – уже достаточно критичный срок. То есть для каждого бизнеса это очень индивидуальная история.

- Помимо отсрочки, что еще хотели получить клиенты? Дополнительные средства часто требовались?

- Первое по популярности – безусловно, отсрочка. Но при этом мы параллельно запустили еще ряд антикризисных программ, направленных на снижение текущих расходов для МСП. Например, снижали комиссии по эквайрингу, отменяли комиссии по расчетно-кассовому обслуживанию, да и в принципе любые комиссии, которые создавали дополнительную нагрузку. Одновременно проводили раздачу сертификатов на юридические услуги, поскольку возникали либо судебные споры, либо споры с контрагентами, особенно в части арендного бизнеса.

- А льготное кредитование в рамках правительственных программ?

- Да, разумеется, но это позже. Были запущены две кредитные программы, в рамках правительственных решений – кредиты на зарплату под 0% и кредиты на возобновление деятельности. На сегодняшний момент это беспрецедентная и самая эффективная программа, которая была когда-либо запущена для малого бизнеса, мы стали ее активными участниками с 1 июня. Для малого бизнеса очень важно сохранить численность, потому что это сохранение бизнеса, рабочих мест, налоговых отчислений и так далее. Поэтому правительство пошло на то, чтобы этот кредит, по сути, превращался в субсидию или в грант в случае, если компания выполняла требования по сохранению численности. На сегодняшний момент мы видим, что эта программа очень эффективно сработала. И порядка 97% заемщиков из числа наших клиентов сегмента МСП смогли выполнить все требования программы, поэтому их кредиты будут погашены правительством.

- Что бы вы посоветовали предпринимателям, в какой момент нужно обращаться за реструктуризацией?

- Ответ на этот вопрос не меняется последние десятилетия. Правила всегда были одинаковые. Для того, чтобы принять конструктивное и эффективное решение, между заемщиком и банком необходим диалог. Иногда бывает так, что клиент неконтактный, с ним невозможно связаться и поговорить. И банку ничего не остается, кроме как выполнять ряд процедур, направленных на возврат кредита. Поэтому самая первая рекомендация – никогда не уходить от проблемы: если она все же возникает, связаться с банком и ее обозначить. Потому что в большинстве случаев все можно решить путем реструктуризации. В этом случае банк анализирует источники возврата, понимает, какой у клиента есть потенциал, и принимает решение, которое удобно для клиента в части обслуживания долга.

- Чем конкретно банк обычно помогает?

- Есть большой перечень мер, которые мы можем принимать. Отменяем штрафные санкции, которые предусмотрены договором, меняем графики погашения, даем отсрочки, либо снижаем суммы платежей в зависимости от графика клиента, то есть моделируем под него новые условия. В отдельных случаях это может быть предоставление дополнительного финансирования, если мы видим, что проект находится в такой стадии, что его надо поддержать, иначе будет дефолт. По сути, задача банка, как и клиента, – найти то решение, которое позволило бы вернуть кредит из категории проблемных в категорию нормально обслуживаемых.

Беседовал Петр Рушайло