Всем привет, с вами Александр и Malov SEO, и сегодня мы поговорим о файлах сайтмап.
Определение из Википедии:
Sitemaps — XML-файлы с информацией для поисковых систем (таких как Google, Яндекс, Bing, Поиск@Mail.Ru) о страницах веб-сайта, которые подлежат индексации. Sitemaps могут помочь поисковикам определить местонахождение страниц сайта, время их последнего обновления, частоту обновления и важность относительно других страниц сайта для того, чтобы поисковая машина смогла более разумно индексировать сайт.
В целом, уже из определения мы понимаем, что сайтмап — это некий системный файл, который тесно связан с индексированием сайта. Однако, мнения о его важности разнятся. Кто-то говорит о сайтмап как о важном сео-инструменте, кто-то говорит, что он ни на что не влияет.
Моё личное мнение в этом вопросе где-то посередине.
Что бывает с Sitemap.xml, если на проекте нет сеошника?
Дело в том, что часто сайтмап либо пуст, либо отсутствует. Но является ли это критической проблемой? — Нет, далеко не всегда.
Разберемся об этом далее по тексту.
Сайтмап как часть сметы
Хотелось бы заострить на этом внимание.
К сожалению, многие мои коллеги злоупотребляют непониманием сути вопроса со стороны заказчика. Сайтмап формируется либо автоматически, либо при помощи сервисов, после чего иногда корректируется. НИКТО не пишет его в ручную от и до, и он не может занимать 30+ часов в смете.
Иногда один лишь сайтмап или «детальная настройка системных XML-файлов Sitemap» могут продать за 50, а то и больше тысяч рублей.
Сайтмап — не инструмент продвижения
Допустим, это действительно так, но почему тогда в лексиконе сео-специалистов он так часто фигурирует? Дело в том, что управляя сайтмап и обновляя его, когда это нужно, вы увеличиваете шансы на успешную индексацию.
Сайтмап сообщает роботам о появлении новых страниц, а также об их обновлении. Получив этот сигнал, роботы обходят страницы и заносят их в индекс.
Нечасто, но случается, что страница оптимизирована, казалось бы, неплохо, а в индексе её нет. В большинстве случаев это лишь дело времени, но если у вас есть возможность повлиять на это, то почему бы этого не сделать.
Как управлять сайтмапом и нужно ли это?
Нужно.
На крупных проектах это, как правило, происходит автоматически. Например, раз в сутки система сканирует весь сайт, добавляет в него новые страницы, убирает удалённые и обновляет данные о последнем обновлении. Это наилучший вариант.
Для сайтов поменьше вполне достаточно простой синхронизации с админкой или ручного управления. Либо система будет обновлять сайтмап при добавлении страниц и их изменении, либо специалист в самом документе.
Таким образом, сайтмап становится неким «чистовиком» сайта. Ведь в нем указаны все желательные к индексации страницы.
Как просто проверить индексирование в Гугл и исправить ситуацию
Используя инструмент search console мы можем проверить состояние нашего файла. Сделать это можно в разделе Индекс — Файлы sitemap, выбрав необходимый файл из списка (их может быть несколько, если в этом есть необходимость).
Далее мы выбираем категорию статуса страниц, которые нас интересуют:
В данном случае я бы хотел обратить внимание на вкладку «Исключено»:
Внизу в разделе Сведения мы видим (в моём случае) 3 группы страниц с общим «диагнозом».
Рассмотрим первую из них.
Выбираем любую страницу из списка. Выяснив, что со страницей всё в порядке, перейдя на нее и оценив визуально, мы также проверяем доступность в robots.txt, благо search console сам предлагает нам это сделать, открыв проверку в соседней вкладке.
Получив при проверке статус «доступен» мы возвращаемся в консоль и нажимаем «Проверить URL».
По каким-то причинам, в которые сейчас нет смысла углубляться, мы понимаем, что у гуглбота нет совершенно никаких данных по нашей странице.
Нажимаем «запросить индексирование». По окончании проверки поисковая система добавит (или нет, если не посчитает нужным) сайт в индекс Google.
В Яндекс можно добавить страницу в индекс, используя инструмент «Переобход страниц», но к сожалению, инструмента по детальному анализу сайтмап Вебмастер не предоставляет.
Выводы:
Часто бывает, что на проекте нет сайтмап, но не смотря на это всё проиндексировано верно. Многие могут решить, что раз и без этого системного файла всё в порядке, то и не стоит его заводить. Но нет никаких гарантий, что данная ситуация никак не изменится.
Также стоит понимать, что наличие страницы в сайтмап также не гарантирует попадание в индекс и на это есть десятки других причин. Например, порядком всем надоевший НКС (недостаточно качественная страница), который теперь называется МПК (мало-полезный контент) у Яндекс.
Спасибо за внимание! Делитесь мнениями в комментариях под публикацией, используете ли вы sitemap и как обновляете?