Найти тему
Malov SEO

Как пользоваться Sitemap и для чего он нужен SEO-специалистам

Оглавление

Всем привет, с вами Александр и Malov SEO, и сегодня мы поговорим о файлах сайтмап.

Определение из Википедии:

Sitemaps — XML-файлы с информацией для поисковых систем (таких как Google, Яндекс, Bing, Поиск@Mail.Ru) о страницах веб-сайта, которые подлежат индексации. Sitemaps могут помочь поисковикам определить местонахождение страниц сайта, время их последнего обновления, частоту обновления и важность относительно других страниц сайта для того, чтобы поисковая машина смогла более разумно индексировать сайт.

В целом, уже из определения мы понимаем, что сайтмап — это некий системный файл, который тесно связан с индексированием сайта. Однако, мнения о его важности разнятся. Кто-то говорит о сайтмап как о важном сео-инструменте, кто-то говорит, что он ни на что не влияет.
Моё личное мнение в этом вопросе где-то посередине.

Что бывает с Sitemap.xml, если на проекте нет сеошника?

Дело в том, что часто сайтмап либо пуст, либо отсутствует. Но является ли это критической проблемой? — Нет, далеко не всегда.

Разберемся об этом далее по тексту.

Сайтмап как часть сметы

Хотелось бы заострить на этом внимание.
К сожалению, многие мои коллеги злоупотребляют непониманием сути вопроса со стороны заказчика. Сайтмап формируется либо автоматически, либо при помощи сервисов, после чего иногда корректируется.
НИКТО не пишет его в ручную от и до, и он не может занимать 30+ часов в смете.

Иногда один лишь сайтмап или «детальная настройка системных XML-файлов Sitemap» могут продать за 50, а то и больше тысяч рублей.

-2

Сайтмап — не инструмент продвижения

Допустим, это действительно так, но почему тогда в лексиконе сео-специалистов он так часто фигурирует? Дело в том, что управляя сайтмап и обновляя его, когда это нужно, вы увеличиваете шансы на успешную индексацию.

Сайтмап сообщает роботам о появлении новых страниц, а также об их обновлении. Получив этот сигнал, роботы обходят страницы и заносят их в индекс.

Нечасто, но случается, что страница оптимизирована, казалось бы, неплохо, а в индексе её нет. В большинстве случаев это лишь дело времени, но если у вас есть возможность повлиять на это, то почему бы этого не сделать.

Фрагмент кода сайтмап
Фрагмент кода сайтмап

Как управлять сайтмапом и нужно ли это?

Нужно.
На крупных проектах это, как правило, происходит автоматически. Например, раз в сутки система сканирует весь сайт, добавляет в него новые страницы, убирает удалённые и обновляет данные о последнем обновлении. Это наилучший вариант.

Для сайтов поменьше вполне достаточно простой синхронизации с админкой или ручного управления. Либо система будет обновлять сайтмап при добавлении страниц и их изменении, либо специалист в самом документе.

Таким образом, сайтмап становится неким «чистовиком» сайта. Ведь в нем указаны все желательные к индексации страницы.

Как просто проверить индексирование в Гугл и исправить ситуацию

Используя инструмент search console мы можем проверить состояние нашего файла. Сделать это можно в разделе Индекс — Файлы sitemap, выбрав необходимый файл из списка (их может быть несколько, если в этом есть необходимость).

Далее мы выбираем категорию статуса страниц, которые нас интересуют:

-4

В данном случае я бы хотел обратить внимание на вкладку «Исключено»:

-5

Внизу в разделе Сведения мы видим (в моём случае) 3 группы страниц с общим «диагнозом».

Рассмотрим первую из них.
Выбираем любую страницу из списка. Выяснив, что со страницей всё в порядке, перейдя на нее и оценив визуально, мы также проверяем доступность в robots.txt, благо search console сам предлагает нам это сделать, открыв проверку в соседней вкладке.

Получив при проверке статус «доступен» мы возвращаемся в консоль и нажимаем «Проверить URL».

-6

По каким-то причинам, в которые сейчас нет смысла углубляться, мы понимаем, что у гуглбота нет совершенно никаких данных по нашей странице.

Нажимаем «запросить индексирование». По окончании проверки поисковая система добавит (или нет, если не посчитает нужным) сайт в индекс Google.

В Яндекс можно добавить страницу в индекс, используя инструмент «Переобход страниц», но к сожалению, инструмента по детальному анализу сайтмап Вебмастер не предоставляет.

Выводы:

Часто бывает, что на проекте нет сайтмап, но не смотря на это всё проиндексировано верно. Многие могут решить, что раз и без этого системного файла всё в порядке, то и не стоит его заводить. Но нет никаких гарантий, что данная ситуация никак не изменится.
Также стоит понимать, что наличие страницы в сайтмап также не гарантирует попадание в индекс и на это есть десятки других причин. Например, порядком всем надоевший НКС (недостаточно качественная страница), который теперь называется МПК (мало-полезный контент) у Яндекс.

Спасибо за внимание! Делитесь мнениями в комментариях под публикацией, используете ли вы sitemap и как обновляете?