Честно скажу: я очень не хотела писать эту статью. Но молчать не могу - слишком жжет в сердце. Слишком давит. У меня дрожит все внутри, когда представляю себе, как родители мальчиков и девочек, позавчера ставших ангелами, по крохам и крупицам собирают последние слова, которые услышали от своих детей. Как винят себя, что не оставили сынков и дочек дома. Как мечтают проснуться от этого затянувшегося в безнадёге сна.
Но ничего уже не изменишь. Всё случилось. Остается только пересматривать видео с места событий, в надежде хотя бы на секунду увидеть их, таких любимых - ж и в ы м и. А еще думать-думать и думать - можно ли было предотвратить ? И кто виноват в том, что ласковое майское утро в школе было разорвано звуками пальбы?
На первый взгляд кажется, все до банального просто. Есть виновник. Его имя известно - Ильназ Галявиев. Сейчас он под стражей.
Во вторник Ильназ явился с оружием в школу, которую закончил четырьмя годами раньше, и перечеркнул надежду на будущее десятков людей - тех, кого не стало, их родных, близких и друзей.
Стоит ли удивляться, что, комментируя случившееся, пользователи социальных сетей наперебой требуют выдать казанского стрелка народу? А еще лучше - устроить показательный суд со всеми вытекающими. Чтобы другим неповадно было. Вот только поможет ли "народный суд" (читай - р а с п р а в а) обезопасить других детей? Сомневаюсь.
Уже в который раз пересматриваю видео с допроса Галявиева. И вижу... нет, не м о н с т р а. Тощего 19-летнего пацана. Который настолько одинок и никому не нужен, что не способен ни на что, кроме как стрелять и кричать о своей ненависти ко всему миру.
Нет, я не пытаюсь оправдать стрелка. То, что он сделал - чудовищно. Но при этом я никак не могу забыть, что у меня есть дочь, которой тоже 19. Галявиев мог бы учиться с ней в одном классе. Все время ловлю себя на мысли - перебираю, прикидываю, думаю - а что, если бы он был с нами? Могло бы всё обойтись?
Думать об этом мучительно. Потому что картинка никак не складывается. Ну сами представьте. Вот есть человек. 19 лет он топчет землю. Живет. Дышит. Чем-то там занимается. И все, что могут сказать о нем те, кто бок о бок провел не один год - это то, что он был... никакой. "Тихий. Неагрессивный. Неприметный. Скромный. Серый..."
Я еще могу понять, когда так говорят одноклассники Галявиева. В конце концов, каждый ребенок (а так же подросток и молодой человек) в силу психологических особенностей чаще всего зациклен на себе и своей жизни. Он проходит собственное становление, самоутверждается в обществе, видит мир исключительно через призму "себя любимого" (или не очень). Поэтому ждать от него чего-то большего, нежели банальная эмпатия - каких-то решительных попыток увидеть в ближнем личность, наверное чрезмерно.
Но что насчет учителей школы? Они не замечали, что парень замкнут? Что боязлив, стеснителен и варится в самом себе? Не пытались выяснить, что у него в семье (отец с матерью то жили вместе, то расходились, старший брат чудил). Впрочем, о чём это я? Давайте будем честными. При нынешней системе образования педагоги настолько погрязли в выполнении всевозможных правил (шаг влево - шаг вправо - упал), а так же в бумажной работе, что для них такие ученики, как Ильназ - просто сокровище. Молчит? Прекрасно! Не конфликтует? Хороший мальчик! Не отсвечивает? Идеальный ученик! Да, троечник. Да, безынициативный. Зато и беспроблемный. До конца девятого класса дотянул, выпустился - вот и ладно. А потом начинается: "...да кто же мог представить, что он на такое пойдет?"
Есть у меня вопросы и к психологам - как школы, так и колледжа, где учился Галявиев. Пословице "в тихом омуте беси водятся" в обед сто лет. И уж кто-кто, а господа душеведы должны бы знать, что как раз у таких вот "тихих и беспроблемных" внутренних проблем - воз и маленькая тележка. Уверена - копнули бы поглубже, и возможно, смогли бы понять, откуда берется эта скромность и бесконфликтность. А может, разглядели бы в парне тех самых, кто в "омуте". И если бы не помогли избавиться, то хотя бы попытались научить, как с ними справляться либо подтянули бы качественных специалистов, чтобы обезопасить мир.
Но, как известно, нынешние психологи в нынешних школах в большинстве своем - не более, чем фикция. Эдакий предмет антуража, который должна иметь любая уважающая себя альма-матер. Чтобы "не хуже, чем у других". Вот только школьники к таким "не хуже" - не идут. Боятся непонимания. Насмешек. Огласки. А психологи и рады - у них же тестирования, игры, гранты, конференции, исследовательская деятельность. Была бы охота еще и у сотен детей в головах копаться - тут и своих забот хватает, не так ли?
Забот, похоже, хватало и врачу-психиатру, выдавшей только что отчисленному из колледжа Галявиеву справку о вменяемости - для разрешения на оружие. Медик не нашла у 19-летнего парня, пожелавшего приобрести огнестрел, никаких отклонений. Сейчас эксперты утверждают, что неким "звоночком" для специалиста мог бы стать уход парня из колледжа. Но давайте откровенно - кто бы стал выяснять у проходного пациента, где он учится и что его на данный момент волнует? Особенно учитывая тот факт, что врача не заинтересовал даже диагноз Галявиева - в прошлом году у студента обнаружили заболевание головного мозга. Которое, как говорят теперь, вполне могло вызвать и поведенческие изменения. Психиатр этого не учла - в общем потоке врачи тоже работают на отшибись, с кем не бывает. Вот только теперь неудобно как-то получается.
Далее. В тот злополучный день Галявиев шёл в школу, совершенно не скрывая намерений. Скинув в "телеграм" манифест о собственной божественной сущности и необходимости "убирать биомусор с планеты". Шел в маске с надписью "Бог", помахивая прохожим дробовиком(!) И при этом ни у одного мимопроходящего не возникло мысли позвонить в полицию. Ну действительно - а зачем? Подумаешь, может, пацан прикалывается, пранк в ТикТок снимает - влезешь неудачно в кадр и будешь выглядеть слишком бдительным дурачком. Засмеют потом в сетях социальных, оно тебе надо? И вот тут я спросить хочу: господа прохожие, а как вам нынче спится? Дурные сны не мучают?
Хотя чего я хочу от прохожих, если даже собственным родителям на Ильназа, похоже, было наплевать. И видео с допроса - настоящий гимн семейным отношениям, которые царили в "ячейке Галявиевых". Парень не просто декларирует ненависть ко всему миру. Он отрекается от родителей. Заявляет, что мать давно не называет мамой, только по имени. Так же относится и к отцу.
И, судя по всему, отчуждение в семье длится не первый день. Но при этом родители спокойно съезжают на новую квартиру, прихватив с собой старшего брата Ильназа (который, между прочим, тоже интересуется оружием) и оставляют младшего сына - парня с диагнозом наедине с собой.
Что характерно - "биологическая мать", как называет ее стрелок, прекрасно знала, что сын прикупил ружье. Она была "недовольна" его решением. Но позволила своему 19-летнему пацану с болезнью головного мозга владеть огнестрелом. Как говорится, без комментариев.
Отец же, в свою очередь, как выяснилось, решал проблемы воспитания с помощью "волшебных люлей". Как рассказывают соседи, когда они пожаловались главе семейства, что поведение младшего Галявиева сильно изменилось, заботливый папаша решил вопрос максимально просто: пришел к сыну домой и навешал тумаков - чтобы не позорил фамилию. Как видим, педагогический эффект от папиного ноу-хау получился просто "вау". Настолько мощный, что родителям семерых учеников казанской гимназии №175 теперь уже не придется воспитывать своих детей. Никогда.
...Когда моей дочери было 12, в их седьмом классе появился чат. Как-то само собой случилось, что я стала в нем модератором. Болтали там о чем угодно - под запретом были только оскорбления и неуважительное отношение к собеседнику. Со временем ребятишки сдружились между собой. Мы ходили в походы, устраивали дискотеки, участвовали в конкурсах. А еще одноклассники дочки стали писать мне в личку, делиться секретами и проблемами. И особенно в участии нуждались самые "тихие" и "незаметные" . Именно их сильнее всего захлестывали эмоции. У них чаще всего было неладно в семье. И они всё как на духу выкладывали в общем-то посторонней "тете Кате". Знаете, мне кажется, осознание того, что их кто-то выслушивает, что они кому-то нужны и интересны, делало их жизнь пусть чуточку, но теплее.
Поэтому сейчас меня мучает вопрос: а можно ли было предотвратить беду? Изменилось бы что-нибудь, если бы учителя и психологи полноценно выполняли свои обязанности? Если бы прохожие не прошли равнодушно мимо парня с оружием? Если бы родители оказались настоящими, а не "биологическими"?
Одержало бы зло победу, если бы у казанского стрелка, которого теперь ненавидит и проклинает весь мир, был хотя бы один человек, которому можно выговориться?
У меня нет ответа. Только слезы - по тем девятерым, что вознеслись из казанской школы №175 прямо в небо.
Неужели их уход так никого и ничему не научит?