Пандемия оказала влияние на всю экономику в целом. Но некоторые индустрии пострадали так сильно, что ещё полгода назад многие считали, что они не выкарабкаются. Одна из них – индустрия круизов.
Так, например, журнал "Эксперт" ещё в октябре прошлого года писал о том, что круизы впали в глубокий кризис, а операторы отправляют свои корабли на металлолом. И это было правдой, только оператор Carnival отдал 18 (!) своих кораблей под резак. Один лайнер стоит не менее 10 миллионов долларов, и то это будет поддержанная посудина старше 20 лет. Стоимость попиленных судов только у Carnival‘а – от 200 миллионов долларов. А ведь ещё нужно доставить их до Алиаги в Турции и заплатить за разделку. Чтобы хоть как-то снизить затраты, компания продаёт дорогую мебель с лайнеров, так что скоро можно будет купить себе кресло капитана где-нибудь на eBay.
Разделка кораблей – занятие не только дорогое, но ещё и вредное для экологии. В воду попадают обрезки, куски краски, остатки топлива и так далее. И если в Турции хоть как-то заботятся об этом, разделывая корабли в забетонированной зоне, то в Индии суда пилят прямо на пляже.
В основном, под резак идут самые старые суда, построенные ещё в прошлом веке. Новые же ставят на прикол в портах – и каждый день обходится в копеечку. К примеру, порт Майями берёт 0,393 доллара в сутки за 1 тонну веса корабля, а сверху ещё платят сбор с гостей и персонала. Средний тоннаж круизного лайнера – 57 200 тонн, умножаем на 0,393 и получаем, что стоянка на сутки только одного корабля обходиться в 22 480 долларов. Месяц стоянки – уже 674 тысячи долларов. А сколько уже месяцев корабли стоят на приколе, потому что не могут отправиться в рейс из-за ковидных ограничений?
Что же касается рабочих мест, то всё совсем печально. В круизной индустрии работают миллионы людей по всему миру, но из-за короны только в Европе больше 200 тысяч человек остались без работы. В Великобритании 40 тысяч людей из круизного бизнеса потеряли работу.
Впрочем, для индустрии постепенно светит свет в конце тоннеля. Без массовой вакцинации от ковида о круизных лайнерах не может быть и речи, но она уже началась в некоторых странах. Лайнеры медленно, но верно возвращаются в строй – со всеми ковидными ограничениями. Хотя говорить о полном восстановлении индустрии не придётся ещё как минимум весь 2021-й год. И сколько лет вообще на это уйдёт лет?