Найти в Дзене
Немного истории

Немецкий ближний разведчик Блом унд Фосс BV-141

Ближний разведчик Блом унд Фосс ВV-141 конструкции Рихарда Фогта был самым оригинальным самолетом 1930 - х годов, так как имел несимметричную конструкцию, таким образом обеспечивался хороший круговой обзор для одномоторного самолета. Экипаж размещался в остекленной гондоле справа. Также несимметричная схема позволила избавиться от вращающего момента винта - постоянной головной боли при проектировании одномоторных самолетов. У заказчика первоначально необычная компоновка не вызвала интереса, однако шеф конструкторской секции Технического департамента Министерства авиации Эрнст Удет оказал Фогту определенную поддержку, и фирма "Гамбургер флюгцойгверке" приступила к самостоятельному финансированию проекта. Первый полет этого странного самолета, получившего обозначение Гамбург Hа.141-0 состоялся 25 февраля 1938 года. Опытный прототип показал себя в полете хорошо, была отмечена только излишняя чувствительность упpавления и небольшое "козление" пpи посадке, после ч
Разведчик Блом Унд Фосс BV-141.
Разведчик Блом Унд Фосс BV-141.

Ближний разведчик Блом унд Фосс ВV-141 конструкции Рихарда Фогта был самым оригинальным самолетом 1930 - х годов, так как имел несимметричную конструкцию, таким образом обеспечивался хороший круговой обзор для одномоторного самолета. Экипаж размещался в остекленной гондоле справа. Также несимметричная схема позволила избавиться от вращающего момента винта - постоянной головной боли при проектировании одномоторных самолетов.

Схема ближнего  разведчика Блом унд Фосс BV-141V-1.
Схема ближнего разведчика Блом унд Фосс BV-141V-1.

У заказчика первоначально необычная компоновка не вызвала интереса, однако шеф конструкторской секции Технического департамента Министерства авиации Эрнст Удет оказал Фогту определенную поддержку, и фирма "Гамбургер флюгцойгверке" приступила к самостоятельному финансированию проекта. Первый полет этого странного самолета, получившего обозначение Гамбург Hа.141-0 состоялся 25 февраля 1938 года. Опытный прототип показал себя в полете хорошо, была отмечена только излишняя чувствительность упpавления и небольшое "козление" пpи посадке, после чего последовал официальный контpакт на тpи опытных самолета.

Кабина пилота на опытном прототипе больше напоминала кабину Fw.189. Остекление состояло из большого числа плоских панелей. Была предусмотрена установка двух неподвижных 7.92 мм пулеметов вперед и двух пулеметов на подвижных установках. Была предусмотрена и подвеска четырех 50 кг бомб. В ходе испытаний выявились проблемы с гидравликой, 5 октября 1938 года произошла вынужденная посадка на брюхо, после того как шасси выпустилось только на половину.

Опытный прототип Блом унд Фосс BV-141V-2.
Опытный прототип Блом унд Фосс BV-141V-2.

Чтобы улучшить курсовую устойчивость фюзеляж на опытном прототипе ВV.141-VЗ был удлинен до 12,15 метра, размах крыла увеличился до 15,4 метра, база шасси также увеличена с 4,9 до 5,2 метра. Пилот в кабине размещался слева, наблюдатель справа на подвижном сиденье и мог выдвигаться в нос фюзеляжа для использования бомбоприцела. Радиооператор располагался в другом конце кабины. Наблюдатель также управлял фотокамерой и верхней пулеметной установкой. Гондола имела минимальные размеры - ширина 1,2 метра, высота 1,5 метра, и заканчивалась конусом с пулеметом МG-15 наверху.

Ближний разведчик Блом унд Фосс BV-141A. Изображенный самолет проходил войсковые испытания в 1-й школе разведывательной авиации.
Ближний разведчик Блом унд Фосс BV-141A. Изображенный самолет проходил войсковые испытания в 1-й школе разведывательной авиации.

Оперение почти симметричное, триммеры на рулях высоты, руле направления и на левом элероне. Элероны были сбалансированы двумя спойлерами на каждой консоли. Управление с жесткой проводкой, закрылки и шасси выпускались гидроприводами. Двигатель 9-цилиндровый ВМW-132N воздушного охлаждения. За двигателем располагался бак на 490 литров топлива. Кроме четырех пулеметов, на ВV.141-V3 были установлены четыре бомбодержателя ЕТС-50 и автоматическая фотокамера Rb-20/30.

Ближний разведчик Блом унд Фосс BV-141 на аэродроме.
Ближний разведчик Блом унд Фосс BV-141 на аэродроме.

Из-за отказа гидравлики во время испытаний ВV-141V-4 попал в аварию, когда одна стойка оказалась заблокированной в выпущенном положении, а другая в убранном. Руководству Люфтваффе этот самолет не понравился из - за необычного внешнего вида, однако он отвечал всем требованиям. Для технического обоснования отклонения самолета, сослались на недостаточную тяговооруженность. Рихард Фогт предполагал, что потребуется более мощная силовая установка, и в начале 1939 года стал проектироваться вариант под более мощный ВМW-801. Конструкция самолета была полностью переработана, макет нового ВV-141B был проверен комиссией Министерства 14 февраля 1940 года, и 9 января 1941 года первый из пяти предсерийных ВV-141B-0 совершил свой первый полет. Хотя Блом унд Фосс получила контракт только на пять ВV-141B-0, планировалось заказать еще пять предсерийных и 10 серийных ВV-141B-1.

По сравнению с ВV-141A, В-серия отличалась увеличенными размерами, изменилась и форма крыла. Вместо овального сечения фюзеляж стал круглым по всей длине, а оперение было полностью перепроектировано, также было применено еще одно нововведение - несимметричный стабилизатор. Чтобы улучшить поле обстрела стрелка, правая часть стабилизатора была снята, а левая плоскость была увеличена, и испытания показали отсутствие ухудшения управляемости. Летчики - испытатели хвалили летные характеристики BV-141, но вот посадку самолета все в один голос ругали.

Ближний разведчик Блом унд Фосс BV-141B.
Ближний разведчик Блом унд Фосс BV-141B.

Самолет Блом унд Фосс BV-141B имел следующие характеристики - размах крыла 17.42 метра, длина 13.95 метра, высота  3.60 метра, площадь крыла 51.00 кв. метр. Вес  пустого самолета 4700 кг, нормальный взлетный 5700 кг. Силовая установка один поршневой двигатель BMW-801a-0 мощностью 1560 л.с. Максимальная скорость у земли 366 км/час,  на высоте 435 км/час. Практическая дальность 1888 км. Практический потолок 10000 метров. Экипаж три человека. Вооружение  два неподвижных 7.92 мм пулемета МG-17 впеpед и два 7.92 мм пулемета МG-15 на подвижных установках  назад; 4х 50-кг бомбы.

Первые два самолета ВV-141В поступил в испытательный центp в Рехлине в мае - июне 1941 года. Официальную пpогpамму испытаний постоянно сопpовождали pазличные непpиятности - пpоблемы с гидpавликой, выявились недостатки с механизмом выпуска шасси. Во вpемя пpогонов двигателя пpоблемы возникли с BMW-801. Тpиммеp элеpонов оказался неэффективным, а элеpоны излишне чувствительными. При испытаниях четвеpтого ВV-141В выяснилось, что пpи стpельбе кабина заполняется поpоховыми газами. Пятый ВV-141В был готов только к 15 мая 1943 года. Осенью 1941 года предсерийный BV-141B с опытным обозначением V10 был поставлен в учебно-разведывательную часть в Гроссенхайне для войсковых испытаний. Вскоре после этого один из руководителей Люфтваффе Мильх распорядился, чтобы на базе существующих ВV-141 сформировали хотя бы одну боевую эскадрилью для действий на Восточном фронте.

Самолет Блом унд Фосс BV-141B с опытным обозначением V10 на войсковых испытаниях в учебно-разведывательной части в Гроссенхайне.
Самолет Блом унд Фосс BV-141B с опытным обозначением V10 на войсковых испытаниях в учебно-разведывательной части в Гроссенхайне.

Планы создания отдельной эскадрильи ВV.141 были отложены весной 1942 года, к этому времени выяснилось, что задачи разведки решались надежным двухмоторным самолетом Фокке-Вульфом Fw.189. На это решение безусловно повлияли и многочисленные дефекты ВV.141. Всего успели изготовить с учетом опытных прототипов 28 машин.

Список источников. Авиационная энциклопедия.Уголок неба.BV.141А; Авиационная энциклопедия.Уголок неба.BV.141В; Крис Бишоп.Эскадрильи Люфтваффе 1939-1945; Энциклопедия военной техники.Авиация.Германия.Blohm und Voss "BV-141", Разведчик; https://ru.wikipedia.org/wiki/Blohm_%26_Voss_BV_141; http://aviarmor.net/aww2/aircraft/germany/bv141.htm; http://koapp.narod.ru/information/encicl/aviation.WW.II/WW_II/BV141.htm;