Статья 3. Серия: «Яндекс.Еда» VS Delivery Club
Информационный портал о работе Кутузза продолжает серию статей о работе курьеров по доставке еды. Итак, на рынке занятости – два гиганта, «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Их желтые «миньоны» и «зеленые человечки» - огромный человеческий ресурс, который постоянно пополняется. Как они работают в реальности?
Расценки в теории и на практике
Дело сделано: поиски работы закончены, соглашение подписано, униформа и термосумка получены, что дальше? Глобальная база свежих вакансий предлагает вакансии курьера и дает довольно большую вилку в возможностях заработать на хлеб – от 35 тысяч рублей до 80 тысяч. В чем подвох?
В «Яндекс.Еде» работодатель не строит из себя кисейную барышню и не скрывает финансовую сторону реальности. Но приукрашивает ее, чего греха таить. Рекрутеры
по поиску работы Кутузза (ru) ориентируются на работодателя, обещающего возможные 3400 рублей в день. Чтобы заработать такие деньги, в «Яндекс.Еде» нужно пахать, как на плантации. В компании есть грейды, то есть категории курьеров – 1, 2 и 3 уровня. Курьеры, которые могут удержаться в топе, то есть в 1 грейде, получают существенные наценки, бонусы и приоритетное право на хорошие заказы. Оплата считается за каждый этап доставки – от прибытия в ресторан без опоздания до вручения заказа вовремя и четко. Самые высокие расценки – в Москве, где, работая сменами по 10-12 часов в течение 22-24 дней в месяц можно заработать 50 тысяч рублей. Если погода – ливень, метель, гололед, туман, грязь и слякоть под ногами, то скорость работы и доход пешего курьера рушатся.
В «Деливери Клаб» система немного отличается. Система слотов (рабочих смен) выстроена иначе: график рабочих смен каждого курьера строится с учетом его личных пожеланий, в какой день он отрабатывает смену, а в какой день – выходной, как свободная чайка в полете. Деньги курьер получает из расчета 120-150 рублей в час и доплату по 20 р/км за лишний километраж (более четырех километров для пешего курьера). Больше заказов сделал – больше заработок. Чаевые – личный заработок, компания на них не претендует.
Тайминг, штрафы, подводные камни
По результатам месяца в «Деливери Клаб» может показаться, что «посчитали – прослезились» и нужно со всех ног, теряя тапки, бежать в ряды «миньонов». Отзывы в сетях этот радужный мыльный пузырь быстро лопают: штрафы, придирки, тайминг примерно уравнивают заработки курьеров желтой и зеленой «команд».
Курьеры «Яндекс. Еды» уверяют: средний заработок – около 1500 рублей за рабочую 8-часовую смену. Чтобы заработок реально грел душу и карман, нужно работать больше – сменами по 12 часов в активных районах Москвы и в самое «жирное» время делать по два заказа в час. При этом уйти с работы даже на минуту раньше – штраф 500 рублей, не выйти на назначенную смену вообще – штраф 1500 рублей. Если в последнюю минуту смены пришел заказ – обязательно его взять и выполнить без споров и рассуждений. Маршрут в курьерском приложении в Телеграм может быть рассчитан так прихотливо, что никакой навигатор за ним не угонится, а курьер обязан уложиться в заданный тайминг.
Нарушения, подпадающие под штрафные санкции, тоже довольно затейливые:
- отсутствие ответа в Телеграм или оффлайн более десяти минут (пауэрбанк для курьера – важнее почки);
- отсутствие еды из перечня в заказе;
- грязная униформа или термосумка или отсутствие их на курьере;
- состояние алкогольного или наркотического опьянения;
- жалоба от ресторана или заказчика;
- опоздание, затягивание времени, сорванный заказ;
- мат, хамство, агрессия, неуважение, конфликтность.
Риски и бонусы
Может ли курьер съесть картошку-фри или колбасу с пиццы? По мнению портала Кутузза о Работе, теоретически – да. Стоит эти риски осознавать. Но тогда начнутся огненные разборки и матерная коммуникация в треугольнике «курьер-ресторан-клиент». В результате клиент получит свои деньги и промо-код на будущий заказ, а курьеру придется шерстить новые объявления в поисках, кто поможет быстро найти работу.
Есть и бонус. Если клиент не забирает заказ, курьер обязан позвонить ему трижды в течение десяти минут и заскринить информацию для отчетности логисту, сообщить, что заказчик свой заказ не забрал – и спокойно его съесть.
Впрочем, об историях из жизни, напоминающих сюжеты для сериалов, портал Работа Кутузза расскажет в следующих статьях. Не переключайтесь ;-).