Найти в Дзене
Книги, кофе, кино

Летучая мышь над Мариинским театром

Критик - Нет, воля ваша, но чего-то здесь не хватает. Вроде все есть, а жизни нет. И актеры хороши, и музыка недурна, и поют отменно, а вот зритель недоволен. Чего же ему надо? Если вы, уважаемый читатель, еще не поняли, то речь пойдет об оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в Мариинском театр, премьера которой состоялась в декабре 2020 год. Да-да, именно об оперетте. Вы можете сказать – где оперетта и где Мариинский театр! Я вам отвечу – они рядом. Итак, время действия – 1874 год, место действия – Вена, композитор – Иоганн Штраус, русский текст Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. В ролях – Николай Акимов (Генрих фон Айзештайн), Наталья Павлова (Розалинда, его жена), Ольга Пудова (Адель, горничная), Дмитрий Воропаев (Альфред, учитель пения), Сергей Романов (Фальк, директор театра), Ярослав Петряник (Франк, директор тюрьмы). Уже первые такты увертюры настраивают зрителей на праздник, на искрометное зрелище, на моментальные переходы, на каскад шуток, розыгрышей, комических ситуаций и
Сцена из спектакля
Сцена из спектакля
Вот, собственно, и сама Мышь
Вот, собственно, и сама Мышь

Критик - Нет, воля ваша, но чего-то здесь не хватает. Вроде все есть, а жизни нет. И актеры хороши, и музыка недурна, и поют отменно, а вот зритель недоволен. Чего же ему надо?

Если вы, уважаемый читатель, еще не поняли, то речь пойдет об оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в Мариинском театр, премьера которой состоялась в декабре 2020 год. Да-да, именно об оперетте. Вы можете сказать – где оперетта и где Мариинский театр! Я вам отвечу – они рядом.

Итак, время действия – 1874 год, место действия – Вена, композитор – Иоганн Штраус, русский текст Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. В ролях – Николай Акимов (Генрих фон Айзештайн), Наталья Павлова (Розалинда, его жена), Ольга Пудова (Адель, горничная), Дмитрий Воропаев (Альфред, учитель пения), Сергей Романов (Фальк, директор театра), Ярослав Петряник (Франк, директор тюрьмы). Уже первые такты увертюры настраивают зрителей на праздник, на искрометное зрелище, на моментальные переходы, на каскад шуток, розыгрышей, комических ситуаций и сцен. Вот как раз этого-то в спектакле и не хватает. Оперные артисты подошли к материалу так же, как они подходят к остальным ролям – основательно, вдумчиво, не торопясь. И исполнение получилось именно таким – актеры не торопясь выпевали свои арии, не спешили с репликами, четко обозначали начало и конец сцены, т.е. вели себя так, как положено в опере. Это было не очень похоже на шампанское, которое пенится и брызжет, скорее действие напоминало хорошее вино, которое надо пить медленно, смаковать все его оттенки. Оперетта жанр быстротечный, молниеносный, в ней не может быть пауз и остановок, реплики летят, опережая друг друга, одна ситуация мгновенно сменяется другой, реакции следуют немедленно. Тогда рождается правильный темпо-ритм спектакля, и зритель вовлекается в этот водоворот реприз, шуток, быстро реагируя на малейшие изменения на сцене. Но в этом конкретном спектакле реакция публика была настороженно-осторожной, аплодисментов в ходе действия было мало, даже ударные реплики сопровождались вежливым смехом. Казалось, что даже музыка звучит медленнее, чем нужно.

Солисты и солистки показали себя с самой лучшей стороны, особенно Николай Акимов и Наталья Павлова, равно как и хор, чего нельзя сказать о балетной части. Четверо танцовщиков изображали венгерских гусар, но больше всего были похожи на барона Мюнхаузена, группа молодых девушек в коротких куртках, сапогах и папахах очевидно изображала кордебалет. Финальная сцена бала выглядела как разухабистая попойка в третьеразрядном ресторане – хаотичные и невнятные телодвижения танцовщиков, нелепые крики канкана, невразумительная хореография рождало ощущения бестолковости и беспорядка. Князь Орловский появлялся с бутылкой шампанского в руках, что уж совсем невозможно для богатого русского аристократа.

Зато костюмы, декорации, световое решение спектакля – выше всяких похвал, Особенно эффектен был костюм летучей мыши. На фоне белых платьев хора ее длинное черное с блестками платье сразу привлекало внимание зрителей. Дополнением к нему было пышное украшение на голове и огромный черный веер. Адель в розово-белом наряде тоже смотрелась отлично.

Искушенные зрители отлично помнят телевизионный фильм, снятый в 1978 на киностудии «Ленфильм», в котором играл блистательный дуэт братьев Соломиных. Кстати, женские вокальные партии исполняли солистки Кировского театра. Роль Розалинды играла Людмила Максакова, Адели – Лариса Удовиченко, Альфреда – Олег Видов, Франка – Игорь Дмитриев. В этом фильме удалось передать обстановку веселья, беззаботности, любви и счастья. Многие реплики из этого фильма вошли в золотой фонд отечественного кинематографа: Господи, дай мне силу не применять силу! Рябчик умер от нервного шока! Люди и повыше вас сидели; Госпожа, отпустите меня на всю ночь! – Куда? – На кладбище; Суд удаляется, суд возвращается, все встают, меня сажают! Надо сказать, что авторы русского текста изрядно поработали над оригиналом, но от этого не стало хуже. В оригинале Фальк нотариус, а не директор театра, Адель выдает себя за русскую артистку Ольгу, а не за баронессу, а Розалинда и Летучая мышь вообще разные персонажи. Но результат получился настолько эффектным, что зритель сразу принял эту версию.

Одним словом музыка Штрауса, прекрасные актеры, отличные голоса и изысканные костюмы с лихвой компенсируют возможные недостатки спектакля. Рекомендую.