Сбиваться в кучки свойственно человеческой природе. Наш глубинный инстинкт позволяет нам чувствовать себя спокойно, только если мы принадлежим к какой-то группе, желательно сильной.
Инстинкт громко визжит об опасности, если мы вдруг "оказываемся в одиночестве". Например, человека уволили с крупного преуспевающего предприятия, или от него отвернулась семья, потому что он совершил мезальянс, допустим, аристократ женился на колхознице.
У аристократа осталось имущество, здоровье, молодость, частично полезные связи. То есть изгнание из высшего света не грозит ему и его семье жуткой гибелью от саблезубых тигров вдали от племени. Но инстинктивно оно воспринимается как трагедия.
Любовь к "родному государству" относится к той же категории инстинктивных привязанностей. Патриотизм - это гиперболизированная форма верности племени. Племя - узкую группу близких родственников и друзей, к которым человек тянется по природе - искусственно раздули в сознании людей до размеров страны.
Исторически сложилось, что наши предки после тысячелетий боёв и/или мирных переговоров провели условные линии на карте. Вот тут, например, Россия, а вон там уже Украина, туда не ходи.
Такое же поле. Такая же дорога. Просто другой кусок той же планеты. Но низзя.
Идея о государстве прибивает человека гвоздями к определённой территории или культуре. Он уже не писатель, не изобретатель или учёный, он в первую очередь русский/француз/испанец, родившийся на конкретной территории, или на другой, но от людей, которые родились на конкретной территории.
Кому выгодно существование государств? Властным структурам, которые отражают интересы рабовладельцев. ЛЮБОЕ государство существует для того, чтобы обеспечивать прибыль организаторам, выдавливая её из рабов. Да, социалистическое государство - тоже.
Но как заставить раба пахать добровольно? А тем более погибать в войне против "врага"?
Намного более продуктивно раб трудится ради великой цели. Для этого и нужна "родина".
Инстинктивное отношение человека к близким, к племени, с помощью многолетних психологических манипуляций перенесли на "родину". Под соусом патриотизма (=верности племени) можно скормить что угодно.
Например, что родина (племя) важнее твоей жизни. Умереть за племя хорошо, почётно и правильно. Или что работать не покладая рук на благо родины - большая честь. Ничего, что работа скучная, адски тяжёлая, отнимает здоровье и достойно не оплачивается. Зато... (у каждого своё "зато").
Я работаю на государство", "помогаю людям". "Зато войны нет". "Зато мои предки гнали Наполеона". "Зато мы самая большая территория в мире". На фоне великих целей становится не так важно, куда идут налоги, содранные с его заработка, и какие перспективы у трудяги в старости.
"Родина" заботится, лечит, учит, платит пенсию, охраняет от воров. Взамен требует сущую малость - отдать свою жизнь в виде труда или участия в войнах государства. Ещё желательно нарожать и выкормить побольше новых рабов.
Жить вне государства не получится.
Миграция лишь вбросит тебя в зависимость от другой властной структуры. Но любому разумному человеку с открытыми глазами стоит видеть, когда им манипулируют. Когда пытаются под видом "за родину, за будущее страны" всучить какую-нибудь пакость. Службу в армии ту же. Ненависть к "врагам". Невыгодную сделку с материнским капиталом.
Мы все люди. То, что кто-то родился на долготе соседнего меридиана, не делает его хуже или лучше тебя. Даже если он с пеной у рта бросается на тебя, потому что ты "другого племени", знай, КТО взрастил его агрессию и почему. Человек с открытыми глазами не опустится до ответной ненависти, потому что ей неоткуда взяться.
Военная битва в этом смысле - бой двух групп дрессированных животных. Как бойцовские петухи или псы, как в "Белом Клыке", помните? Бьются в кровь потому, что так выгодно тем, кто их дрессировал.
Бейся - и получишь свой сладкий кусочек или салют на похоронах. Бейся - и хозяин будет доволен, повесит тебе на грудь металлическую блямбу...
Ваш Матвей Северянин. Пацифист, бизнесмен, писатель, основатель Школы удалённых профессий, блогер, и т.д., да вы и сами знаете...