Представляем вашему вниманию лекцию «Махагуны. Три энергии в материальном мире», которую читает преподаватель клуба oum.ru Екатерина Кнышова.
Стремление к саморазвитию обусловлено самой природой человеческой формы существования и является необходимым условием гармоничной жизни. Так как мы живем в физическом мире, нам не уйти от его законов и проявлений качеств материальной природы, которые в йоге называются гунами.
Существуют три гуны, и понимание их характеристик позволяет человеку двигаться по пути саморазвития осознанно и избегать многих ошибок, подобно кораблю, движущемуся по обозначенному фарватеру, не разбиваясь о скалы.
Лекция была записана в рамках проекта «Йога-волна»
Подписывайтесь на канал oumvideo
Наш сайт: Здесь вы найдёте много интересной, полезной и уникальной информации о саморазвитии.
три гуны природы:
- Саттва – знания, чистота, непорочность
- Раджас – действие, страсть
- Тамас – инерция, невежество
Признаки гун:
1. Саттва-гуна
• Гуна благости, гуна чистоты и святости.
• Совершая благочестивые действия в саттва-гуне, человек возвышается.
• Гуна благости порождает истинное знание.
• Пища, находящиеся в саттва-гуне, увеличивает продолжительность жизни, освобождает сознание от омрачений, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, - относится к гуне благости.
• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к саттва-гуне.
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в саттва-гуне.
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в саттва-гуне.
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в саттва-гуне.
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в саттва-гуне.
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в саттва-гуне.
2. Раджа-гуна
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
3. Тама-гуна
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.
• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества.
материал взят из статьи Три гуны: саттва, раджас, тамас