Экономическая программа лидера страны представляет собой резкий сдвиг в сторону увеличения стратегических государственных инвестиций и вмешательства в экономику. Соединенные Штаты движутся в направлении промышленной политики, в большей степени ориентированной на модели, применяемые в Азии.
Спор о том, в каком направлении двигаться, был недавно решен между американскими сторонниками свободных рынков и сторонниками промышленной политики в азиатском стиле. Независимо от того, что думают экономисты (включая The Economist), правительство Соединенных Штатов прямо встало на сторону промышленной политики в азиатском стиле.
Потребовалось много времени, чтобы экономическая политика, которую сейчас продвигает президент Джо Байден, стала мейнстримом. На протяжении десятилетий американцы, верящие в превосходство своей собственной системы, не позволяли своей вере быть подорванной появлением Японии и Германии в качестве ведущих стран-производителей в мире и появлением азиатских «тигров» – Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура.
Даже подъем Китая не оказал большого влияния на американскую экономическую идеологию до тех пор, пока не возникла связь между односторонней свободной торговлей и потерей миллионов «хороших рабочих мест», с одной стороны, и превращением Китая в серьезного стратегического конкурента, с другой, – стало слишком очевидно, что игнорировать конкурента не получится.
Это свидетельствует о силе идеологии: те, кто придавал этой проблеме серьезный характер, стали жертвами экономического спада. Они поместили Дональда Трампа в Белый дом, в то время как большинство профессиональных экономистов не заметили проблемы.
Есть старый русский анекдот о параде на Красной площади в последние дни Советского Союза. Американский чиновник, наблюдающий со своим российским коллегой со смотровой площадки, становится все более и более встревоженным, поскольку толпа все громче приветствует проходящих солдат, артиллерию, танки и ракеты. «Это нехорошо», – говорит американец. «Подождите, – отвечает хозяин. Наконец, парад заканчивается полдюжиной мужчин средних лет в помятых темных костюмах. «Я не понимаю», – говорит американец. «Ваши солдаты, артиллерия и танки могут захватить Европу. Ваши ракеты могут поразить западные столицы. Но кто эти люди?» «Они экономисты. Они разрушили весь Советский Союз».
Хотя для Советского Союза было уже поздно. Можно утверждать, что Америка в самый последний момент очнулась от своего идеологического самогипноза. Основные черты плана экономического обновления президента Байдена включают: более 600 миллиардов долларов, которые будут потрачены на дороги и мосты, электромобили и зарядные станции, железные дороги и другую транспортную инфраструктуру.
Более одного триллиона долларов будет потрачено на ряд проектов социальной инфраструктуры и услуг, включая строительство и ремонт недорогого жилья, школ, больниц и клиник; улучшение здоровья и личной гигиены пожилых людей и инвалидов; и высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет для всех.
300 миллиардов долларов будет потрачено на меры по поддержке отечественного производства, в том числе 50 миллиардов долларов – на полупроводниковую промышленность и 180 миллиардов долларов – на НИОКР и обучение рабочих.
Общая сумма составляет примерно 2,15 триллиона долларов, или 10% ВВП Америки. Это в 2,8 раза превышает разрыв выпуска в 760 миллиардов долларов (разница между фактическим и потенциальным экономическим объемом производства) до января 2024-го года, рассчитанного Комитетом, ответственным за рассмотрение федерального бюджета с использованием оценок Бюджетного управления Конгресса. Хотя, может потребоваться столько времени, если не больше, чтобы меры Байдена вступили в силу.
Это можно было бы назвать политическим разрывом производства –разрывом между тем, что экономика может дать без соответствующего стимула, и тем, что, по мнению американского правительства, оно должно дать. Это, наряду с потерей нескольких важных отраслей, является наследием дерегулированной рыночной экономики, конкурирующей в мире, в котором доминирует промышленная политика.
Приступая к переходу. Гораздо меньшие с точки зрения выделенных средств, но очень заметные и важные со стратегической точки зрения, это государственные инвестиции в передовые телекоммуникационные технологии. Когда премьер-министр Японии Суга встретился с президентом Байденом в Вашингтоне в середине апреля, они согласились инвестировать в общей сложности 4,5 миллиарда долларов в альтернативы сетям 5G Huawei. К ним относится технология Open-RAN (сеть радиодоступа), наиболее активно продвигаемая японскими компаниями NEC и Rakuten Mobile и поддерживаемая Коалицией политики Open RAN. 60 членов Коалиции включают японские, корейские и европейские компании, но в основном американские. Ее директор Дайан Ринальдо –бывший правительственный чиновник США. Все это в сумме дает уровень государственного участия в экономике, который можно считать нормальным для ЕС и Восточной Азии, но такого не наблюдалось в США со времен Второй мировой войны.
А чего не делает Байден? В отличие от президента Трампа, он пока что не пытается изменить экономическую структуру Китая или основную экономическую политику. И он также не критикует промышленную политику Германии, Японии и Южной Кореи. Почему нет? Потому что Америка сейчас на одной волне, и ей нужна поддержка союзников, чтобы сформировать эффективную экономическую коалицию против Китая.
Некоторые республиканцы в Конгрессе выступают против плана Байдена, но рядовые люди, которые поддерживали Дональда Трампа, вероятно, нет. В конце концов, восстановление национальной инфраструктуры было политикой Трампа, которую он так и не реализовал.
Что об этом думают представители бизнеса? SEMI, отраслевая ассоциация, обслуживающая глобальную цепочку поставок в области проектирования и производства электроники, сегодня приветствовала принятие Закона о «бесконечных границах (S. 1260) для поддержки полупроводниковых инноваций в США». Этот двухпартийный закон требует инвестировать более 100 миллиардов долларов в инициативы в области науки и технологий, чтобы укрепить возможности США по разработке критически важных технологий и стимулировать исследования, финансируемые из федерального бюджета. Закон был внесен в Сенат сенаторами Чаком Шумером (демократ от Нью-Йорка) и Тоддом Янгом (республиканец из Индианы) и двухпартийной группой коспонсоров.
Разбивка SEMI мировых продаж оборудования для производства полупроводников в 2020-м году показывает общий рост на 19% до 71,2 миллиарда долларов. Продажи были высокими в Китае, Тайване, Южной Корее, Японии и Европе, но снизились на 20% в Северной Америке до 6,5 млрд долларов, или 9,2% от общего объема.
Грубо говоря, государственная субсидия в размере 50 миллиардов долларов сократит разрыв с Китаем, Тайванем и Южной Кореей – индивидуально, а не как группа – на пять лет. Это стратегическое вложение, которого нельзя было ожидать от частного сектора. Инвесторы, конечно, должны оценить чистое воздействие значительного увеличения государственных расходов и увеличения корпоративных налогов, которые будут за них платить.
И Восточной Азии и Европе теперь придется учитывать влияние крупнейшей экономики мира, которая становится столь же интервенционалистской, как и они сами.
СКОТТ ФОСТЕР