Найти тему
СЛОВО

Мысли в День Победы

День Победы… Я часто думаю о том, насколько определение этого торжества как «праздника со слезами на глазах» совпадает с христианским восприятием жизни. Судите сами. Победа — это радость? Конечно! Мы преодолели страшного врага, угрожавшего самому существованию русского народа (и других народов). Без этой победы не звучал бы на планете русский язык, не было бы великой культуры, давшей миру Андрея Рублева и Достоевского. Да и Русская Церковь никогда не смогла бы возродиться после десятилетий гонений. Сколько «победителей» никогда не дожили до 9 мая! Сколько людей никогда не увидели своих близких! А сколько тех, кто прошел войну, но не получил ни ордена, ни славы. Например, мой прадед был в плену, а пленных Сталин не жаловал. В итоге он вернулся домой только в начале 1946 года, и в списках победителей, не значился. Так что для меня, для моей семьи, для тысяч семей День Победы — это праздник, в котором горечь примешана к радости.

Но давайте честно, так вообще устроена жизнь. И христианство, которое является истинной верой, отражает и истинное положение вещей. Миру свойственна безудержная радость и безотчетная скорбь. А христианство радуется Воскресению Христа, которое разрушило ад и устранило смерть, но печалится тем, что люди по-прежнему страдают от последствий смерти и греха. «Всякому надлежит рассматривать себя и внимать себе разумно, чтобы ни на надежду одну не полагаться без плача по Богу и смирения, ни опять на смирение и слезы не полагаться без последования им надежды и радости духовной», — говорит Симеон Новый Богослов.

Потому и в великий День Победы мы должны радоваться тому, что Бог помог нашему народу сокрушить зло, сокрушить человеконенавистнический режим Гитлера. Мы должны знать какой ценой, далась эта победа. А еще давайте не забывать о том, что и радости и печали этого мира — предвестие того, что нас ждет в будущем. «Как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, — говорит преподобный Серафим Саровский, — все-таки она ничтожна в сравнении того, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, уготова Бог любящим Его"